🎭Открыт набор в студии театра, кино и комедии на декабрь!
Записаться на занятие

Игры на развитие координации

Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Что такое навыки равновесия и координации в развитии ребенка? Равновесие — это способность ребенка сохранять контролируемое положение или позу во время выполнения определенной задачи. Ходьба, лазание или даже сидение — все это требует равновесия и координации. Существует два типа равновесия: динамическое и статическое. Динамическое равновесие относится к способности оставаться в нужном положении во время занятий, требующих движения, таких как ходьба. Статическое равновесие относится к способности сохранять положение во время выполнения стационарных задач, таких как стояние или сидение.

Координация в развитии ребенка относится к тому, может ли ребенок заставить части своего тела работать скоординированным и функциональным образом. В более широком смысле координация относится к способности ребенка правильно интерпретировать многочисленные сигналы для выполнения более сложных физических задач. Зрительно-моторная координация, например, требует от детей правильной интерпретации визуальной информации таким образом, чтобы она позволяла им ловить мяч. Эта, казалось бы, простая задача включает в себя неврологическую активность, физический контроль и рефлексы, среди прочих способностей.

Ребенок в костюме мимика стоя на столе выпускает конфети

Что такое навыки грубой и мелкой моторики?

Двигательные навыки делятся на две категории: грубые двигательные навыки и мелкая моторика. Основные двигательные навыки, включают в себя такие навыки, как балансирование и ходьба, и требуют использования многих крупных групп мышц и всего тела. Детям необходимо развивать эти навыки до овладения мелкой моторикой.

Мелкая моторика включает в себя небольшие, контролируемые движения тела, задействующие более ограниченное количество мышц. Эти навыки позволяют нам держать карандаш, писать, держать книгу и открывать упаковку. Эти навыки требуют от детей больше терпения, особенно при выполнении более подробных и деликатных заданий.

Когда я должен ожидать, что мой ребенок разовьет равновесие и координацию?

Развитие навыков балансирования — это веха, которой достигает большинство детей в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. В течение этого времени ваш ребенок будет подниматься по лестнице, держась за нее одной рукой, и бегать с улучшенной координацией. Однако каждый ребенок индивидуален, и некоторым может потребоваться меньше или больше времени для развития этих навыков.

Основы равновесия и координации

Дети развивают и осваивают навыки, необходимые им для укрепления равновесия и координации, с разной скоростью, в зависимости от уровня их индивидуальных способностей. Эти навыки включают:

  • Концентрация: Поддержание равновесия требует от вас концентрации и удержания внимания на физической задаче в течение длительного периода. Пересечение средней линии: Средняя линия ребенка — это воображаемая вертикальная линия, которая разделяет его тело на левую и правую. Вы пересекаете среднюю линию, когда перемещаете руку или ногу поперек тела в противоположную сторону. До освоения этого навыка ребенок обычно использует одновременно только одну сторону своего тела — например, он может использовать левую сторону только для того, чтобы поднимать предметы с левой стороны.
  • Проприоцепция: Во время движения мозг получает информацию от суставов и мышц, которая создает наше осознание положения тела и движений. Это осознание имеет решающее значение для развития мышечной памяти и обучения ориентироваться в различных условиях.
  • Контроль положения тела: Контроль положения тела конкретно относится к стабилизации туловища и шеи. Эта устойчивость обеспечивает скоординированные, контролируемые движения рук и ног, необходимые для таких задач, как ходьба и скалолазание.
  • Зрительно-моторная координация: Способность адекватно реагировать на то, что вы видите, является важной частью развития двигательных навыков. Например, поймать мяч возможно только тогда, когда ваш мозг может направлять ваши руки туда, куда летит мяч.
  • Доминирование руки: Большинство людей постоянно используют одну руку для выполнения большинства задач, что важно для развития мелкой моторики, такой как письмо, завязывание шнурков на ботинках и чистка зубов.
  • Мышечная сила: Способность преодолевать сопротивление жизненно важна для развития равновесия. Например, чтобы успешно встать, вам нужно обладать силой, позволяющей преодолевать гравитацию ногами.
  • Мышечная выносливость: Чем дольше ребенок сможет преодолевать сопротивление, тем дольше он сможет сохранять равновесие и продолжать заниматься своей задачей. Например, у них может хватить сил, чтобы взяться за перекладины, но для того, чтобы преодолевать их, им нужна выносливость для поддержания прочного хвата.
  • Двусторонняя интеграция: Вы выполняете двустороннюю интеграцию, когда выполняете задания двумя руками, ведя одной рукой. Например, когда вы играете в теннис, ваша доминирующая рука все время контролирует ракетку, в то время как другая рука будет задействована лишь изредка для обеспечения стабильности.
  • Изолированные движения: Движение одной конечности отдельно от остальной части тела является важной частью развития равновесия и координации. Рассмотрим плавание вольным стилем — вам нужно отталкиваться ногами, одновременно используя попеременно руки, чтобы подтягиваться. Хотя каждое из этих движений является отдельным, все они объединяются для выполнения задачи по перемещению вас по воде.
  • Обработка сенсорных данных: Точная обработка сенсорной информации, поступающей из вашего окружения, а также из вашего тела, позволяет вам быстро и надлежащим образом корректировать положение вашего тела в соответствии с окружающей обстановкой.

Два мальчика одетые как пираты состязаются в фехтовании на шпагах на сцене театра

Почему важны навыки равновесия, координации и мелкой моторики?

Мелкая моторика, координация и равновесие необходимы для развития ребенка. Развитие этих навыков может помочь в повседневной деятельности, такой как ходьба, игры и обучение. Например, дети, у которых развиваются основные моторные навыки, могут сидеть, ползать, ходить и играть. Дети, которые овладевают балансом и координацией, могут уверенно лазать и ходить. Мелкая моторика позволяет детям брать в руки книгу, самостоятельно есть, завязывать шнурки на ботинках и выполнять множество других мелких заданий, которые постепенно делают их более уверенными и независимыми.

Координация позволяет детям плавно и стабильно двигаться при выполнении повседневных задач, таких как ходьба и езда на велосипеде. Хотя у детей от природы разные темпы развития, вы можете предпринять действия для улучшения координации у отстающих детей. Выполнение укрепляющих упражнений и работа по развитию моторики могут иметь большое значение для обеспечения максимального развития координации вашего ребенка.

Часть 1. Укрепление тела

1. Улучшите их мышечную силу. Силовые тренировки предназначены не только для взрослых, но они выглядят немного иначе, когда вы пытаетесь развить силу у детей. Хотя силовые тренировки маленьким детям не рекомендуются, вы можете использовать упражнения, в которых дети более целенаправленно переносят вес своего тела, чтобы улучшить координацию:

  • Попробуйте включить игру в силовые упражнения вашего ребенка, например, раскачивайтесь на перекладинах или делайте “тачку”, когда вы держите ребенка за ноги, пока он идет вперед, размахивая руками.
  • Перетягивание каната, акробатика и лазание по деревьям также могут помочь вашему ребенку укрепить мышечный тонус, необходимый для улучшения координации.
  • Вы также можете заняться йогой или пилатесом со своим ребенком, чтобы улучшить его равновесие и основную силу. Запишитесь на занятия в общественный центр или смотрите DVD-диски или онлайн-видео дома. Также могут быть полезны упражнения йоги или пилатеса с гимнастическим мячом.
  • Улучшение мышечной силы также улучшает прочность костей, что даст вашему ребенку лучшее равновесие.

Девочки лет 9 учатся танцевать на сцене сложные танцы

2. Запишите их на занятия спортом на выносливость. Виды спорта на выносливость обеспечивают другой вид тренировки мышц, чем короткие всплески напряжения, которые способствуют развитию грубой силы. Длительные упражнения с меньшей интенсивностью приводят в тонус мышцы вашего ребенка, чтобы облегчить трудную работу по плавному выполнению заданий.

Плавание — отличное упражнение на выносливость, способствующее развитию координации, потому что ваш ребенок не рискует упасть и пораниться. Конечно, всегда следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром. Если ваш ребенок слишком мал, чтобы плавать, длительные прогулки или прыжки со скакалкой могут помочь развить выносливость.

Обязательно расскажите своему ребенку о том виде спорта, в который вы его записываете. Если им это понравится, у них появится мотивация продолжать в том же духе.

3. Развивайте их основную силу с помощью изометрии. Мышцы спины и брюшного пресса вашего ребенка поддерживают его практически при выполнении каждой задачи: одевании, подъеме по лестнице и поднятии рюкзака, например. Развитие основных мышц вашего ребенка даст другим мышцам больше поддержки и контроля, улучшая общую координацию.

  • Если ваш ребенок младенец или малыш, увеличьте время, уделяемое занятиям с животиком, чтобы укрепить мышцы спины и улучшить контроль над головой.
  • Если ваш ребенок немного постарше, растяжка “супермен”, когда ребенок ложится на живот и отрывает руки и ноги от земли с интервалом в 5 секунд, может стать забавным, дружественным к супергерою подходом к основной тренировке.

Часть 2. Отработка навыков, способствующих координации

1. Используйте игру для отработки основных двигательных навыков. Грубые двигательные навыки — это любые навыки, которые охватывают большие размашистые движения тела. Вы можете использовать некоторые обычные игровые занятия, которые уже нравятся вашему ребенку, чтобы улучшить его основные двигательные навыки:

  • Например, качание на качелях и игра в классики способствуют развитию крупных многомышечных движений, необходимых для развития координации.
  • Если у вашего ребенка проблемы с продвижением на качелях или с прыжками, попробуйте поиграть “Понарошку”. Попросите их имитировать различные животные своими телами. Хотя поначалу их приседания, как у утки, или лапы, как у собаки, могут быть незначительными, они могут включать в себя больше движений по мере того, как они становятся все более скоординированными. «Понарошку» тоже будет больше похоже на развлечение, чем на упражнение.

Маленькие мальчики и девочки учатся танцевать на сцене театра

2. Тренируйте мелкую моторику с мелкими предметами.Мелкая моторика — это любые точные мелкие движения, такие как взятие ручки, щелчок по шарику или покачивание пальцами ног в песочнице.

  • Мелкая моторика также помогает отточить зрительно-моторную координацию, жизненно важную часть общей координации. Попробуйте разбросать пуговицы разного размера, и пусть ваш ребенок потренируется перекладывать их из руки в руку, а затем складывать в коробку из-под обуви с небольшим разрезом сверху. Вы также можете попросить их попробовать положить монетки в копилку или попросить их брать пинцетом мелкие предметы.
  • Этот процесс использования глаз для направления и контроля рук даст вашему ребенку более точные навыки координации при написании почерка и выполнении других важных задач.

3. Варьируйте движения и их последовательность. При отработке как крупной, так и мелкой моторики важно варьировать режим вашего ребенка, чтобы добиться наибольшего улучшения координации. Наши тела могут научиться выполнять одно движение, если его выполнять достаточно часто, но истинная координация достигается за счет плавного переключения между различными индивидуальными навыками. Варьируя движения вашего ребенка и режим тренировок, вы поможете ему извлечь максимальную пользу из этих упражнений.

4. Поощряйте связь между разумом и телом с помощью йоги или боевых искусств. Если ваш ребенок особенно стесняется своей неспособности выполнять определенные задачи, ему может помочь практика осознания тела с помощью йоги или боевых искусств. Эти виды упражнений способствуют концентрации и внимательности как части укрепления физических движений.

Мальчик изображает Алладина на сцене а вокруг стоят его друзья

Часть 3. Решение потенциальных медицинских проблем

1. Поговорите с педиатром вашего ребенка о любых проблемах, которые у вас есть. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с координацией из-за задержек в развитии или других проблем, запишитесь на прием к его педиатру. При необходимости они могут направить вашего ребенка к специалисту по трудотерапии.

2. Проверьте слух вашего ребенка. Внутреннее ухо вашего ребенка может оказать глубокое влияние на его способность правильно балансировать. Особенно, если проблемы с координацией у вашего ребенка возникли после насморка или какого-либо другого заболевания, вам следует проверить их слух. Лицензированный педиатр может осмотреть уши вашего ребенка и провести аудиометрический тест, чтобы убедиться, что все функционирует нормально.

3. Проверьте зрение вашего ребенка. Недостатки зрения могут сильно затруднить координацию рук и глаз и поиск равновесия. Лицензированный окулист или педиатр может провести тщательный осмотр глаз, чтобы убедиться, что подвижность глаз или другие проблемы частично не являются причиной плохой координации вашего ребенка.

4. Проведите тестирование вашего ребенка на нарушение сенсорной обработки. Исследования показывают, что у детей с нарушением сенсорной обработки возникают проблемы с интеграцией всей информации, полученной от их органов чувств, для производства скоординированных движений. Педиатр может провести тест на это расстройство, отличительными признаками которого являются избегание чрезмерно стимулирующей обстановки и использование слишком большой или слишком малой силы для подбора предметов.

  • При необходимости врач может направить вас к специалисту по трудотерапии или физиотерапии, который поможет наметить подходящий курс терапии для удовлетворения специфических потребностей вашего ребенка в координации.
  • Если у вашего ребенка еще не диагностировано нарушение координации развития — заметная задержка двигательных навыков — поговорите об этом со своим педиатром. Нарушение координации развития отличается от нарушения сенсорной обработки тем, что оно не вызвано каким-либо неврологическим или медицинским заболеванием. Упражнения и действия по контролю моторики, подобные описанным здесь, могут оказать большую помощь в улучшении нарушений координации в процессе развития.

Надеемся, информация в статье была полезной для вас и вы узнали, как развить координацию у ребенка. Детская театральная студия — отличная возможность научиться лицедейству, развить важные навыки для жизни и завести новых друзей. Запишите малыша на пробное занятие бесплатно, и позвольте ему погрузиться в увлекательный мир театра и искусства.

Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.