Что делать с активным ребенком: советы психологов и педагогов
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Дети — это подарок, и всех детей нужно ценить и любить. Даже когда это трудно, мы должны находить время, чтобы заботиться о них и помогать им во всем, что может встретиться на их пути. Одной из проблем для некоторых родителей является гиперактивный ребенок. Хорошей новостью является то, что существует множество предупредительных признаков, которые сигнализируют о гиперактивности, и при достаточно быстром распознавании ее можно контролировать — часто без лекарств.
Вот несколько вещей, на которые следует обратить внимание: ваш ребенок капризничает на публике или в школе? Сидит ли он/она неподвижно в кабинете врача или беспокоен, пока другие дети ведут себя прилично? Каково их отношение к власти как дома, так и в школе? Как они ладят со сверстниками?
Подобные вопросы могут помочь вам начать определять, является ли ваш ребенок гиперактивным. Первым шагом к эффективному воспитанию детей является постановка окончательного диагноза, и лучше всего начать с педиатра.
Ваш педиатр может помочь вам определить, связаны ли склонности вашего ребенка к гиперактивности с чем-то медицинским или симптомы больше соответствуют таким расстройствам, как СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности) или чему-то совершенно другому. На основании своего первоначального диагноза они могут порекомендовать терапию или консультацию, но иногда они просто настаивают на приеме лекарств. Это может быть не срочной необходимостью, поэтому не думайте, что вам нужно подписываться на рецепт с самого начала.
Поведенческий терапевт, психолог или консультант — ваша следующая лучшая остановка, чтобы подтвердить диагноз и обсудить курс лечения. Это хорошая идея, чтобы встретиться с учителями вашего ребенка, если ваши дети в данный момент находятся в школе, чтобы сообщить им, что происходит, и что вы работаете над поиском решения. Это может помочь избежать звонков или конференций с учителями и авторитетными лицами, прежде чем возникнут какие-либо поведенческие проблемы.
Когда у вас есть диагноз и курс лечения, пришло время начать работать над этим, но поначалу это может быть попыткой. Находясь дома, важно, чтобы вы проявляли любовь и привязанность, а также помнили, что вы — родитель, а он — ребенок. Они ждут от вас руководства и помощи. Имея это в виду, вот несколько советов, которые могут помочь вам на этом пути:
- Поддерживайте порядок. Гиперактивным детям нужна структура. Им нужно знать, что хорошо, а что нет, чтобы знать, чего от них ждут. Помните, что ваш ребенок не является «плохим» по своей природе. Вам потребуется много терпения, и, возможно, потребуется сделать несколько глубоких вдохов и время от времени давать себе тайм-аут. Поддержка и возможность сделать перерыв имеют решающее значение для поддержания собственного психического здоровья.
- Держите их активными. Гиперактивные дети любят повторять, что им «скучно». Занять их — это хороший способ сдержать гнев, разочарование и нежелательное поведение. Если у вас есть другие дети, заставьте их всех вместе заниматься поделками и другими делами. Это послужит основой для того, как лучше сотрудничать с другими детьми, когда вас нет рядом.
- Делайте уроки понятными. Например, детям с СДВГ трудно даются сложные инструкции. Таким образом, им нужно, чтобы все было разбито на мельчайшие детали.
- Узнайте обо всех нюансах синдрома гиперактивности, которым страдает ваш ребенок. Хотя некоторые дети могут перерасти свое расстройство, важно, чтобы вы были готовы к тому, чего ожидать на каждом этапе.
Советы учителям
Следующие стратегии могут помочь учителям справиться с гиперактивностью в классе:
Не откладывайте перерыв
Хотя может показаться заманчивым отказаться от перемены или физических игр в качестве наказания за гиперактивное поведение, учителям, как правило, не стоит этого делать. На самом деле, отказ от физической игры может усугубить гиперактивность в классе. К сожалению, исследования показывают, что отказ от перемены является обычным наказанием для детей, которые плохо себя ведут в классе. Вместо этого, если вам нужно дисциплинировать гиперактивного ребенка, найдите альтернативный метод. Например, вы можете поручить ребенку выносить мусор после школы.
Поощряйте внимание к деталям
Если учащийся торопится со своей работой, предложите ему тщательно проверить ее перед тем, как сдать. Это научит его обращать внимание на детали, чтобы избежать небрежных ошибок, которые могут навредить ему в учебе. Разбивка задач на более мелкие части также может помочь учащимся с гиперактивностью добиться успеха.
Дайте второй шанс
Оценивая работу учащегося, отмечайте ошибки и позволяйте им компенсировать частичную оценку сделанных ими исправлений. Это также научит их уделять больше внимания деталям и даст мотивацию для пересмотра своей работы. Гиперактивность и постоянное суетливость вызывают проблемы дома и в школе. Приведенные ниже стратегии могут помочь контролировать гиперактивную двигательную активность и уменьшить беспокойство ребенка, его учителей и родителей. Обратите внимание, что учащимся с ограниченными возможностями обучения иногда трудно ерзать. Это особенно верно для учащихся, у которых также есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эти советы могут помочь справиться с такой двигательной активностью независимо от того, используются ли они отдельно или в комплексном плане поведенческих вмешательств . Ученикам с гиперактивностью необходима физическая активность, чтобы избавиться от лишней энергии. Активность в подходящих ситуациях, таких как перемены или перерывы в учебе дома, также усиливает идею о том, что гиперактивность может быть уместной в этих условиях и ситуациях. Непоседа или сидение на стуле, который двигается, также могут помочь ребенку высвободить энергию, оставаясь в сидячем положении.
Подружите ребенка с другом
Рассмотрите возможность объединения ученика с приятелем, чтобы он выполнял поручения в классе, раздавал бумаги, мыл доску или выполнял другие физические обязанности. Эта стратегия дает учащимся передышку и возможность двигаться, а также позволяет им чувствовать себя полезными. Дома делайте перерыв для физической активности на свежем воздухе, такой как игра в мяч, бег, баскетбол или другие высокоактивные виды спорта. Этот тип физической активности может уменьшить беспокойство и часто повышает толерантность к сидячей работе.
Разрешите ребенку встать
Рассмотрите возможность использования стоячей рабочей станции или рабочей зоны с креслом-мешком в конце или в конце комнаты, что позволяет учащемуся выполнять работу стоя. Если это помогает, позвольте учащемуся выбрать: работать стоя или перейти к мешку с фасолью, когда он почувствует необходимость. Стулья-мешки иногда могут помочь учащимся с проблемами сенсорной интеграции, которые есть у некоторых гиперактивных детей.
Советы родителям
Есть много вещей, которые родители детей с гиперактивностью могут сделать, чтобы помочь своим детям добиться успеха в школе и дома, включая положительную обратную связь, визуальные напоминания и спокойное, любящее руководство. Многие из приведенных выше советов также могут быть полезны дома, например, поощряйте ребенка делать перерывы в движении между занятиями. Признание того, что гиперактивность — это не то же самое, что преднамеренное плохое поведение, также может помочь родителям относиться к своему ребенку с терпением и сочувствием. Многим детям с гиперактивностью просто необходимо часто двигать своим телом, поэтому они могут ерзать и с трудом удерживаться на месте. Им также может быть сложно контролировать импульсы и фокусировать внимание.