🎭Открыт набор в студии театра, кино и комедии на ноябрь!
Записаться на занятие

Застенчивый ребенок: что делать и как ему помочь?

Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Застенчивое поведение часто встречается у младенцев и детей. Например, ребенок может цепляться за своих родителей, плакать в социальных ситуациях или физически пытаться избежать социального взаимодействия, пряча голову, двигаясь или отворачиваясь, или закрывая глаза.

Дошкольник может не захотеть разговаривать, когда с ним разговаривают незнакомые люди. Они могут прятаться за родителем или избегать участия в играх.

Ребенок школьного возраста может избегать ответов на вопросы в классе, не торопиться заводить друзей, предпочитать сидеть сложа руки и смотреть, как играют другие, или избегать новых занятий.

Девочка лет 7-8 одиноко сидит вдали от других детей

В застенчивости нет ничего плохого.

Некоторые дети более застенчивы, чем другие. Это просто часть их темперамента , то, как они реагируют на мир.

Помощь детям с застенчивостью

Застенчивость не всегда проходит со временем, но дети могут научиться быть более уверенными и чувствовать себя комфортно в общении с другими людьми. Эти советы могут помочь.

Советы для младенцев и маленьких детей

  • Дайте ребенку время, чтобы почувствовать себя комфортно. Не заставляйте их идти прямо к незнакомому взрослому. Вместо этого предложите взрослому поиграть с ребенком рядом с ребенком и говорите тихим голосом.
  • Оставайтесь с ребенком в социальных ситуациях, таких как игровые группы или группы родителей, поощряя его исследовать. По мере того, как ваш ребенок будет чувствовать себя более комфортно, вы можете постепенно отойти на короткое время. Например, сядьте на стул с другими взрослыми, пока ваш ребенок играет на полу. При необходимости вы можете вернуться к своему ребенку.
  • Пусть ваш ребенок знает, что с его чувствами все в порядке, и что вы поможете ему управлять своими чувствами. Например: «Я вижу, ты немного напуган, потому что не знаешь, кто на вечеринке. Давай посмотрим вместе, прежде чем войти».
  • Избегайте чрезмерного утешения вашего ребенка. Чрезмерное утешение посылает сообщение о том, что вы думаете, что это пугающая ситуация. И дополнительное внимание может случайно спровоцировать застенчивое поведение вашего ребенка.
  • Хвалите «смелое» поведение, такое как реакция на других, использование зрительного контакта, попытка сделать что-то новое или игра без вашего участия. Будьте конкретны в своей похвале. Например: «Куинн, мне понравилось, как ты поздоровался с мальчиком в парке. Вы заметили, как он улыбнулся, когда вы это сделали?
  • Старайтесь моделировать уверенное социальное поведение, чтобы ваш ребенок мог наблюдать за вами и учиться у вас. Например, когда кто-то здоровается с вами, всегда здоровайтесь в ответ.

Советы для детей школьного возраста

  • Поощряйте игровые встречи у себя дома или у друга. Если вашего ребенка пригласили в гости к другу, он может чувствовать себя более комфортно, если вы сначала пойдете с ним. Вы можете постепенно сокращать время, которое проводите с ребенком в чужих домах.
  • Начните с социальных ситуаций, в которых участвует всего 1–2 других ребенка, и со временем доведите до взаимодействия с большей группой детей.
  • Практикуйте показы и рассказы или презентации в классе с вашим ребенком дома. Это поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно, когда ему нужно встать перед своим классом.
  • Поощряйте вашего ребенка делать некоторые внеклассные мероприятия. Попробуйте найти те, которые поощряют социальное поведение — например, занятия в театре, танцы или командный вид спорта.
  • Научите своего ребенка перед общественными собраниями, чтобы он знал, чего ожидать, например: «Сегодня люди захотят поговорить с вами. Не забывайте смотреть на дядю Дэна, когда он говорит. Если вы этого не сделаете, он может подумать, что вы его не слушаете».
  • Избегайте негативных сравнений с более уверенными в себе братьями и сестрами или друзьями.
  • Повысьте самооценку вашего ребенка , поощряя даже небольшие шаги к тому, чтобы стать менее застенчивым.

Парень одиноко сидит потому что друзья не хотят с ним общаться

Если другие люди говорят, что ваш ребенок «застенчивый», можно мягко поправить их в присутствии вашего ребенка. Например, «Лу нужно немного времени, чтобы разогреться. Как только они освоятся, они будут рады играть». Это посылает сигнал о том, что вы понимаете, что чувствует ваш ребенок, и что он может справиться с ситуацией, когда будет готов.

Когда застенчивость может быть проблемой

Застенчивое поведение вашего ребенка может быть проблемой, если оно причиняет ему много беспокойства и/или мешает в повседневной жизни. Например:

  • Вы или ваш ребенок не можете ходить куда-то из-за своей застенчивости.
  • Ваш ребенок проявляет признаки беспокойства в социальных ситуациях, например, на вечеринках или в школе.
  • Ваш ребенок говорит, что чувствует себя одиноким, но не знает, как присоединиться к другим детям.
  • Ваш ребенок чувствует, что не может отвечать или задавать вопросы в классе.

У некоторых застенчивых детей развивается тревога . Поэтому, если застенчивое поведение вашего ребенка является значительным и его трудно изменить, может помочь поговорить с профессионалом, таким как ваш врач общей практики , педиатр или психолог.

Застенчивость или что-то еще?

Поговорите со своим ребенком и семейной медсестрой , врачом общей практики или учителем вашего ребенка о других причинах поведения вашего ребенка.

Например:

Ребенок с задержкой речевого развития может показывать признаки того, что он хочет поговорить с людьми, например, ищет зрительный контакт или пытается установить социальные связи, но расстраивается из-за того, что его не понимают.

Ребенок с потерей слуха может не слышать или реагировать на то, что говорят люди, или иметь проблемы с выполнением инструкций.

Аутичный ребенок может с трудом считывать социальные сигналы, может не играть так, как другие дети, и может казаться незаинтересованным в социальных контактах.

Ребенок с избирательным мутизмом не может говорить в определенных местах, с определенными людьми или во время определенных социальных действий из-за беспокойства.

Ребенка с социальной тревожностью могут беспокоить страхи или ситуации, связанные с взаимодействием с другими людьми, например, обсуждения в классе, игры с друзьями и вечеринки.

Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.