🎭Открыт набор в студии театра, кино и комедии на декабрь!
Записаться на занятие

Интеллект: виды и факторы его развития

Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Когда мы говорим об интеллекте детей, многие родители в первую очередь учитывают IQ или успеваемость в школе. Интеллект часто вызывает в воображении образы математики и естественных наук, тесты IQ и сложные алгоритмы. Люди верили, что интеллект ценится, и те, кто им обладал, были на голову выше остальных. К сожалению, интеллектуальный интеллект, по-видимому, является основным и единственным решающим фактором. Существует ли только один вид интеллекта? Почему у одних детей лучше получается музыка, у других — спорт, а третьи — чтение? У каждого ребенка есть свои собственные побуждения и одаренные таланты с разным темпом развития. Хотя люди и школьная система широко признают некоторые типы интеллекта, правда в том, что ни один интеллект не превосходит другой. Вместо этого, более важно знать, какой тип интеллекта поможет каждому ребенку максимизировать присущие ему преимущества и выделить область, в которой ему нужно проявить больше выдержки, чтобы добиться успеха.

Теория множественного интеллекта Гарднера классифицирует человеческий интеллект на восемь типов в соответствии со способностями к обработке информации: музыкально-ритмический, визуально-пространственный, вербально-лингвистический, логико-математический, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический. Хотя каждый индивидуум обладает полным интеллектом, всегда существует доминирующая или первичная форма. Каждый интеллект одинаково ценен, и у каждого есть потенциал, который можно развивать и усиливать или игнорировать и ослаблять.

мальчик в фетровой шляпе с лампочкой поднял палец вверх, привлекая к себе внимание

1. Музыкально-ритмический интеллект (music smart)

Музыкальный интеллект определяется как “способность создавать и исполнять мелодические паттерны, а также распознавать высоту звука, тона и ритмы”. Ребенок с более высоким уровнем музыкального интеллекта более чувствителен к звукам, ритмам, тонам, мелодиям, тембрам и высоте. Им легко запоминать мелодии и ритмы и улавливать едва уловимые шумы, которые другие, возможно, не в состоянии услышать. Как правило, они талантливы в пении, игре на музыкальных инструментах, сочинительстве, обучении вокалу и других областях, связанных с музыкой. Дети обладают врожденной способностью изучать различные звуки, что выражается в необычайной способности петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, сочинять песни, посещать концерты и следовать различным ритмам. Этот интеллект способен распознавать фальшивые ноты, которых нет у других, и быстро запоминать песни и мелодии.

Более того, музыкальный интеллект легко передается другим типам. В качестве примера: “Они также могут быть классифицированы как обладающие телесно-кинестетическим [интеллектом]. Они также могут попасть в логико-математическую категорию, потому что [они сочиняют] музыку с половинкой, одной четвертью ноты и так далее ”. Кроме того, поскольку музыка — это его собственный язык, возможно некоторое совпадение с лингвистическим интеллектом. Хотя кто-то может быть влиятельным в одной области, такой как музыкальный интеллект, он, скорее всего, обладает широким спектром способностей. Например, человек может обладать сильным вербальным, музыкальным и натуралистическим интеллектом.

Характеристики музыкального интеллекта:

  • С удовольствием поет и играет на музыкальных инструментах
  • Легко умеет распознавать музыкальные паттерны и тона
  • Запоминает свои любимые песни и мелодии
  • Досконально разбирается в музыкальной структуре, ритме и нотах

2. Визуально-пространственный интеллект (picture smart)

Вы должны знать кого-то, кто хорошо читает карты и ориентируется, когда сверстники заблудились. Визуально-пространственный интеллект относится к способности мысленно визуализировать, воссоздавать пространство и манипулировать им. Люди с высоким пространственным интеллектом могут легко создать мысленную трехмерную картину объекта или изображения и мысленно перемещать ее, чтобы воспринимать различные перспективы и то, какие изменения произойдут в физическом мире. Дети, которые креативны и обычно хороши в чтении карт, разгадывании лабиринтов или строительных играх, скорее всего, обладают визуально-пространственным интеллектом.

Характеристики визуально-пространственный интеллекта:

  • Читает и пишет для удовольствия
  • Хорошо складывает пазлы
  • Хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы
  • Любит рисовать, раскрашивать и изобразительное искусство
  • Легко распознает закономерности


Дети на сцене театра поют песню одетые в разноцветные костюмы

3. Вербально-лингвистический интеллект (word smart)

Люди с высоким лингвистическим интеллектом часто задумываются о том, как и когда они передадут сообщение, а также о человеке, которому они его передадут. Им, естественно, нравится изучать языки, читать, писать и дискутировать.

Экстравертные личности часто предпочитают лингвистический интеллект, потому что он позволяет им быстро перемещаться в разных социальных группах и быть отличными рассказчиками и ораторами. Большинство тестов IQ также включают этот интеллект. Люди с высоким лингвистическим интеллектом превосходно выражают свои эмоции и мысли словами, понятными другим. Дети с таким интеллектом любят читать, разговаривать, рассказывать истории и шутки, писать стихи, изучать языки и играть в словесные игры.

Характеристики лингво-вербального интеллекта:

  • Любит читать и писать
  • Спорить или произносить убедительные речи
  • Рассказывать что-то в сюжетной линии
  • Может хорошо все объяснить
  • Использует юмор при рассказывании историй

4. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект — это способность логически анализировать проблемы, выполнять математические операции и проводить научные исследования.

Люди с логическим интеллектом, как правило, обладают аналитическими способностями, их привлекают количественные задачи, и они от природы непринужденны в рассуждениях и научных практиках. Они хорошо разбираются в цифрах и часто любят проводить контролируемые эксперименты для проверки гипотез и проблем.

Этот интеллект считается основой интеллекта и играет важную роль в тестировании IQ. Он включает в себя способность мыслить логически, абстрактно, комплексно, численно, решать проблемы и мыслить критически.

Дети с таким интеллектом хороши в разгадывании тайн или головоломок, головоломках, логических упражнениях, счете или вычислениях, компьютерных задачах и стратегических играх.

Характеристики логико-математический интеллекта:

  • Обладает отличными навыками решения проблем
  • Любит обдумывать абстрактные идеи
  • например, проводить научные эксперименты
  • может решать сложные задачи

5. Телесно-кинестетический интеллект (body smart)

Дети, которые растут, занимаясь спортом, с большей вероятностью заметят этот интеллект. Люди с высоким уровнем телесно-кинестетического интеллекта обладают отличным чувством времени, координацией разума и тела, а также навыками мелкой и грубой моторики. Поскольку они могут выражать себя через свое тело, они часто участвуют в танцах и спорте. Они решают проблемы и учатся, используя свое тело.

Спортсмены, танцоры, солдаты, строители и врачи с высоким телесно-кинестетическим интеллектом, как правило, преуспевают. Дети с кинестетическим интеллектом преуспевают в танцах, актерском мастерстве, имитации жестов или мимики, занятиях спортом, беге, передвижении и прыжках.

Характеристики телесно-кинестетического интеллекта:

  • увлекается танцами и спортом
  • любит делать что-то своими руками
  • обладает отличной физической координацией
  • запоминает на практике, а не на слух или зрение

6. Межличностный интеллект

Есть ли у вас врожденная способность ладить с другими? Хорошо ли вы разбираетесь в людях и социальных ситуациях? Если это так, то вы, скорее всего, обладаете высоким уровнем межличностного интеллекта. Люди с таким интеллектом от природы хорошо разбираются в людях и могут улавливать вербальные и невербальные сигналы в любом взаимодействии. Они быстро развивают эмпатию. Они также легко понимают намерения, мотивацию и желания других и, как следствие, эффективно работают с ними.

Это часто встречается у детей, которые преуспевают в разговоре, работе в группах, оказании помощи другим, разрешении конфликтов и знакомстве с новыми людьми.

Характеристики межличностного интеллекта:

  • Хорошо общается вербально
  • Умеет невербально общаться
  • Смотрит на ситуации с разных точек зрения
  • Создавает позитивные отношения с другими
  • Разрешает конфликты в групповой обстановке


Маленькие дети лет 7 в в разноцветных костюмах, похожих на осенние листья играют на сцене театра

7. Внутриличностный интеллект (self-smart)

Внутриличностный интеллект, в отличие от межличностного интеллекта, относится к способности понимать собственные эмоции, ощущения и мысли. Люди с таким интеллектом практикуют саморефлексию, либо посредством медитации, либо ведя дневник своих эмоций и мыслей. Это осознанное самосознание позволяет им четко понимать свои слабые и сильные стороны, чтобы разрабатывать индивидуальные стратегии и планы для достижения цели. осознайте важность жизненных целей и способов их достижения Эти дети предпочитают работать самостоятельно, ставить и достигать цели, понимать свои чувства и осознавать собственные сильные и слабые стороны.

Характеристики внутриличностного интеллекта:

  • Хорошо анализирует свои сильные и слабые стороны
  • Наслаждается анализом теорий и идей
  • Обладает отличным самосознанием
  • Понимает основу их мотивации и чувств

8. Эмоциональный интеллект

В сочетании с межличностным и внутриличностным интеллектом это эмоциональный интеллект. Это обозначает способность распознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей и управлять ими. Он состоит из пяти основных способностей, предложенных психологами Питером Саловеем и Джоном Майером: эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, самомотивация, сопереживание и социальные навыки.

В результате эмоционально интеллигентные люди осознают свое собственное настроение, а также эмоции и чувства окружающих их людей, и они уверенно управляют ими. У этих людей высокий уровень эмоциональной детализации и сопереживания, но они не позволяют своим эмоциям захлестнуть их и вместо этого обладают психологическими ресурсами, чтобы направить их должным образом.

9. Натуралистический интеллект (nature smart)

Вы когда-нибудь замечали, как некоторые люди могут заставить что угодно расти или как другие могут легко общаться с животными? Люди с натуралистическим интеллектом чувствительны к миру природы. Им нравится бывать на улице, заботиться и исследовать свое окружение.

Биологи, садоводы, фермеры, дрессировщики животных и геологи являются экспертами в своих областях. Эти люди обладают природным интеллектом, который позволяет им общаться с природой. Врожденный интеллект — это способность распознавать закономерности и взаимосвязи в природе. Этот тип личности хорош в систематизации информации и наслаждается сенсорными переживаниями, связанными с природой, такими как приготовление пищи, садоводство и кемпинг. Они часто увлекаются ботаникой и естественной историей. Они связаны с влечением к проблемам окружающей среды, растениям и животным. Людям с таким интеллектом нравится заниматься такими видами деятельности, как кемпинг, пешие прогулки, уход за животными, изучение природы, переработка отходов и забота об окружающей среде.

маленький мальчик лет 7 в зеленном костюме танцует на сцене перед своими сверстницами

Возможно ли тренировать интеллект?

Некоторые ученые считают, что наша кинетическая генетика создает и обуславливает интеллект, в то время как другие полагают, что его можно обучить. И то, и другое верно, и каждый из нас обладает более высоким интеллектом, чем другие. Как родитель, я думаю, что интеллект можно мягко направлять через цикл положительной обратной связи. Понять этот интеллект — значит помочь детям увеличить свою силу, а не исправить свою слабость.

В то время как наши школы и культура придают большое значение лингвистическому и логико-математическому интеллекту. Людям, проявляющим способности к другому интеллекту, таким как художники, архитекторы, музыканты, натуралисты, дизайнеры, танцоры, терапевты, предприниматели и другие, следует уделять равное внимание. К сожалению, многие дети с этими способностями не получают большой поддержки в школе как ограниченном образовательном ресурсе. Когда в классе с интенсивным изучением лингвистики или логико-математических дисциплин не удается развить уникальные способы мышления и обучения этих учеников, многие из них получают ярлык “неспособных к обучению” или просто неуспевающих.

Задача состоит в том, чтобы донести эту информацию до как можно большего числа родителей, которые лучше всех знают своих детей, чтобы каждый ребенок мог учиться в гармонии со своим индивидуальным умом.

Надеемся, информация в статье была полезной для вас и вы узнали, какие виды интеллекта бывают и как развить его у ребенка. Детская театральная студия — отличная возможность научиться лицедейству, развить важные навыки для жизни и завести новых друзей. Запишите малыша на пробное занятие бесплатно, и позвольте ему погрузиться в увлекательный мир театра и искусства.

Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.