Как сказки помогают развивать творческое мышление у детей
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Польза сказок
Какой ребенок не любит читать сказки?
Чаще всего нас знакомят с миром сказок наши родители. Сначала нам их рассказывают, потом мы подрастаем и начинаем читать сказки самостоятельно. А дети с богатым воображением сами сочиняют сказочные истории.
Польза сказок для детского развития очевидна.
1. Во-первых, в сказках содержится мораль. Ребенок усваивает ее гораздо лучше, чем «в сухом виде», то есть когда мы просто говорим ему, как поступать можно, а как нельзя. Таким образом, из сказок дети усваивают базовые нормы морали и культуры поведения, при этом такая форма подачи информации не утомляет их.
2. Во-вторых, сказка – это своеобразная утопическая модель мира, где все заканчивается хорошо, добро вознаграждается, а зло наказывается. Конечно, это двойственный аргумент – можно возразить, что детям нужно с самого раннего возраста прививать реалистичный взгляд на мир. Но кто тогда будет учить их стремиться к идеалу? Осознание того, каким мир должен быть, побуждает повзрослевших детей менять жизнь к лучшему, а не просто мириться с объективной реальностью.
3. В-третьих, сказка – это полноценное литературное произведение, хоть его и причисляют иногда к жанру устного творчества. Сказки расширяют словарный запас ребенка, учат его анализировать произведение и делать выводы. Ведь мораль в сказке – в отличие от басни – не прописана автором, до нее нужно додуматься самостоятельно. И если взрослым сказочные морали и смыслы кажутся лежащими на поверхности, то детям приходится поразмышлять, прежде чем они поймут, что к чему.
Использование сказок для развития творческих способностей
В творческих студиях сказки активно используются для развития креативности у детей. Это направление даже получило отдельное название – сказкотерапия.
Дело в том, что сказки можно не только рассказывать или слушать. В театральных студиях, например, их используют в качестве сценариев для спектаклей. Но и это не все. Существует ряд упражнений с использованием сказок, направленных на развитие воображения и творческого мышления у детей. Например, это сочинение сказок, изменение конца существующей сказки, обсуждение поступков сказочных героев. Иногда детям дают задание предположить, что было бы, если бы герой сказки поступил иначе, подумать, какие мотивы лежат в основе его действий.
Конечно, полностью сочинить сказку ребенок может, начиная с возраста 5—6 лет. До этого дети выполняют более легкие задания, работая с уже существующими сказками. Когда ребенок приступает к сочинению собственной истории, ему помогают педагоги или старшие участники группы, задавая наводящие вопросы.
Упражнения на основе сказок хороши тем, что почти не оставляют детям возможности ошибиться. Когда происходит обсуждение сказки – да и вообще любого произведения, — не бывает неправильных мнений. Точка зрения каждого ребенка имеет право на существование. Детям приятно, когда к ним прислушиваются, а не критикуют по поводу и без. Такая непринужденная обстановка является наиболее благоприятной для развития креативности и фантазии у детей.