Как развить у ребенка коммуникабельность
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Когда и как дети учатся общаться
Дети начинают постигать окружающий мир с самого рождения – теми средствами, которыми обладают. Они трогают предметы, нюхают, пробуют на вкус. Так происходит взаимодействие. Очень быстро дети понимают, что их окружают не только неодушевленные предметы, но и другие люди, и взаимодействовать с ними нужно иначе.
Первые люди, которых встречает ребенок – это его семья. В семье ребенок учится говорить, подражая речи родителей. Именно здесь закладываются первые навыки коммуникации.
Однако о настоящем общении можно говорить только тогда, когда ребенок попадает в круг сверстников. Основной способ общения у детей 3—7 лет – это игра. Играя, дети понимают, как можно себя вести, а как нельзя, учатся основам решения конфликтов. Например, играя в песочнице, ребенок усваивает, что если забрать у товарища лопатку или высыпать ему песок на голову, тот будет недоволен. И наоборот – если помочь другу построить замок из песка, это вызовет благодарность.
Именно в этом возрасте дети узнают, что такое социальные роли и как вести себя в соответствии с ними. Если обучению не будет уделено достаточно времени, то в будущем у ребенка начнутся проблемы с общением.
Развитие коммуникабельности в театральной студии
К сожалению, многие родители забывают о необходимости нахождения ребенка в кругу сверстников и держат его дома, лишая возможности общаться. Между тем, 3-5 лет – это самое подходящее время, чтобы подыскать для ребенка кружок или секцию, где он сможет развивать навыки общения.
Мы расскажем вам о преимуществах развития коммуникативных навыков в детской театральной студии.
Во-первых, ребенок на занятиях находится в кругу сверстников, постоянно взаимодействует с ними. В театральной студии развиваются не только навыки общения, но и уверенность в себе, умение представить себя в лучшем свете. Вспомните, сколько раз вам самим пригодились эти качества.
Во-вторых, на занятиях ребята выполняют упражнения, специально направленные на развитие навыков общения и на улучшение климата в коллективе.
- Упражнения на взаимодействие с партнером. Например, задание повторять (желательно — синхронно) все действия товарища по сцене. Это и другие упражнения выполняются на занятиях по пантомиме.
- Упражнения на взаимодействие в группе. Например, задание всей группе изобразить какой-либо предмет: дерево (или целый лес), аквариум, поезд. Попробуйте-ка выполнить такое задание без подготовки, не разругавшись с коллегами!
- Упражнения на вхождение в роль. При подготовке спектакля важное место занимает разбор оригинального произведения и анализ поведения персонажей. Какие у них были мотивы, могли ли они поступить иначе, почему сделали именно то, что сделали – все эти вопросы дети обсуждают с педагогами и друг с другом, дискутируют, выдвигают версии.
В-третьих, обучение общению на занятиях происходит в развлекательной, игровой форме. Детям никто не объявляет заранее, что их цель – научиться общаться с товарищами. Такая методика очень эффективна при работе с детьми, учитывая, что дети склонны противодействовать взрослым и отрицать все, что им говорят.