Как не отбить у ребенка тягу к творчеству
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Креативность — это выбор, и если дети собираются выбирать быть творческими, то родители должны быть осторожны, чтобы не задушить это. Что убивает креативность детей? Вот чего следует избегать.
Ниже перечислены десять средств подавления креативности. Родители, которые поймали себя на том, что непреднамеренно становятся пособниками любого из этих десяти ингибиторов, могут проанализировать свои действия, в противном случае они рискуют подавить творческое выражение своего ребенка. (Не бойся. За каждым пунктом ниже следует практическое предложение, которое родители могут использовать в качестве отправной точки для развития креативности у детей.) Кроме того, иногда детям чего—то не хватает — например, подготовки, простоя или стимула — и подобные проблемы также отмечаются.
1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ и чрезмерные расспросы могут быть вредными и отталкивающими.
Никому не нравится, когда другие постоянно заглядывают им через плечо. Поощряйте креативность: дайте детям достаточно времени и пространства. Тихие перерывы, уважительное уединение и демонстрация уверенности в том, что они могут делать без сторожевых псов, могут помочь детям почувствовать прилив энергии.
2. ЖЕСТКОСТЬ
Иногда родители устанавливают ограничения или проявляют недальновидность по отношению к усилиям или выбору детей. Когда это происходит, дети с меньшей вероятностью будут открыты для возможностей и заниматься творчеством. Поощряйте креативность: гибко реагируйте на интересы детей, их легкомыслие, спонтанность и энтузиазм. Подумайте, прежде чем сказать “Нет”, или “Не надо”, или “Вы должны”.
3. НЕТЕРПЕНИЕ
Вы слишком сильно давите? Креативность может медленно укореняться, развиваться, расцветать, а затем приносить плоды. Поощряйте креативность: думайте о творческом самовыражении как о поиске, который требует времени, усилий и терпения. Торопливые дети могут быть контрпродуктивными.
4. СОМНЕНИЕ
Дети могут чувствовать, когда их родителям не хватает веры в них или они пессимистично оценивают их возможности. Поощряйте креативность: будьте оптимистичны и демонстрируйте позитивный настрой, даже если ситуация кажется сложной. Если вы настроены оптимистично, дети будут поощрены.
5. ИЗОЛЯЦИЯ
Некоторым детям нравится работать самостоятельно, и многие на самом деле предпочитают тихое место многолюдному и шумному, но уединенная среда также может быть потенциально одиноким и непродуктивным местом. Поощряйте креативность: поощряйте детей общаться с друзьями и другими полезными людьми, которые могут предложить им поддержку, вдохновение и возможности для значимого сотрудничества.
6. УСТАЛОСТЬ
Детям трудно заниматься творчеством, если они устали. Когда люди устают, им трудно сосредоточиться и приступить к выполнению задачи. Поощряйте креативность: помогите детям оценить важность отдыха, хорошего ночного сна и сбалансированного образа жизни.
7. БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Апатия и отстраненность угнетают. Без чувства цели трудно разжечь креативность. Поощряйте креативность: возбуждение азарта, любопытства и энтузиазма по поводу чего-либо может вдохновить детей испытать свои творческие способности и двигаться вперед. Помогите им развить чувство удивления по поводу окружающего их мира — и за его пределами.
8. МАЛО ИЛИ ВООБЩЕ НИКАКОГО ПРОГРЕССА
Ощущение, что ты просто стоишь на месте и никуда не движешься, обескураживает. Поощряйте креативность: полезно, когда ребенок добивается определенных успехов. Предложите конструктивное подкрепление или, возможно, какую-нибудь основополагающую информацию или доказательства прогресса. Это может быть мотивирующим и трамплином для творчества.
9. НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ОЖИДАНИЯ
Цели, которые не поддаются управлению или достижимы, не являются привлекательными. Вне досягаемости, из сердца вон. Поощряйте креативность: делайте это разумно. Позвольте детям самим ставить перед собой разумные, актуальные, соответственно сложные и достижимые цели.
10. СЛОЖНОСТЬ
Разжигание слишком большого количества костров одновременно может нанести вред. Дети, которым приходится слишком много жонглировать одновременно, часто становятся подавленными или обездвиженными. Поощряйте креативность: Простота часто является ключом к достижению цели. (Не так просто, чтобы быть скучным, но и не слишком сложно.) Помогите детям найти ту зону комфорта, в которой они чувствуют себя уверенными в себе и склонными к творчеству.
И, наконец,… Чего не хватает?
Креативность может быть поставлена под угрозу факторами, специфичными для конкретного человека, включая нехватку того, что ему или ей нужно. Этот недостаток может быть трудно определить, потому что у разных детей разные потребности. Например, детям может не хватать поддержки, выбора, твердых рабочих привычек, привычных процедур, моделей и вдохновения или конкурентного преимущества. Любой или все эти факторы могут повлиять на креативность ребенка.
Подумайте, что нужно вашему ребенку, чтобы быть счастливым, продуктивным и креативным, и двигайтесь дальше. Итак, например, если вашему ребенку не хватает подготовки, попробуйте совместно составить пошаговый план, найти информацию или просмотреть учебные материалы. Если вашему ребенку не хватает времени простоя, выделите достаточно времени для перерывов, свежего воздуха, игр и физических упражнений. Если вашему ребенку не хватает стимула, почему бы не включить музыку, искусство или драматические элементы в занятия? Или попробуйте привнести немного веселья, неизвестности, тайны или противоречия. Стимулирование творческого самовыражения способами, которые лично важны или интригуют детей, будет мотивировать их!
Хотя перечисленные 10 пунктов, а также другие, специфичные для того, чего не хватает ребенку, могут поставить под угрозу креативность, родители могут обратить внимание на все вышеупомянутые факторы, препятствующие творчеству, и решить преодолеть их, поддерживая усилия своего ребенка и индивидуальные потребности.
Подарите ребенку возможность приобрести полезные навыки уже сейчас. Если вы находитесь в поиске театра для ребенка, присмотритесь к студии «Ирбис». Новичкам предоставляется бесплатное пробное занятие, чтобы ребенок попробовал себя в роли актера и понял, нравится ли ему такое увлечение.