Что значит семейное воспитание для ребенка
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Семья в современном мире играет очень значимую роль, ведь именно в семье начинается становление личности ребенка. Семья выступает одним из первых институтов воспитания.
Но что делать, если семья не помогает ребенку в построении своего «Я» настоящего и будущего?
Что делать, если ребенок не ощущает должной поддержки и даже, возможно, катится по кривой дорожке?
Представим себе такую семью: папа после сокращения не работает уже достаточно большое количество лет и «заливает горе», жалея свое обиженное «Я», мама – учитель, но чтобы прокормить семью, подрабатывает еще в двух местах. У них есть дочь 9 лет, которая учится в третьем классе и занимается в танцевальном кружке, на занятия водит ее соседка. У мамы на дочь времени не хватает, у отца тоже. На людях и дома мама командует дочерью и повышает тон из-за усталости после работы. При неудачах дочери мама ругается и указывает на ее бесполезность. Самооценка у ребенка занижена, контактирует с одной-двумя сверстницами. Девочка не хочет заниматься танцами, так как при неудачах очень сильно переживает и проявляет негатив (уходит в себя, нервничает, выбегает из класса).Очень удачный выход из такой ситуации – записать ребенка в детский клуб или театральную студию.
На предложенном примере семьи, мы можем увидеть такие стили семейного воспитания, как попустительский и авторитарный. Попустительский стиль в этой семье выражается в холодном отношении к дочери, даже если родители не осознают их такого поведения. Родители занимаются своими проблемами (папа – жалостью к себе, мама – зарабатываем денежных средств) и считают, если их ребенок одет, обут и накормлен, то все вполне для нее хорошо. При этом родители считают, что воспитывать и учить их дочь должны педагоги в школе и в танцевальном кружке в виду нехватки времени, и в не успехах или разочарованиях ребенка они обвиняют преподавателей.
Авторитарный стиль прослеживается, прежде всего, в действиях мамы, так как она стремится дать своему ребенку все, но забывает о любви, ласке и понимании. Применяются методы постоянного принуждения (ходить на танцы при нежелании и истериках ребенка) и методы наказания за не успехи (теперь не получишь шоколадку). Метод неконтролируемого кнута и пряника – метод воспитания дочери в данной семье.
Итог такого отношения к дочери: ребенок чувствует себя одиноким и даже ненужным, плохо идет на контакт с людьми и другими детьми. Ребенок не любит трудиться, так как хочет получить результат сразу, чтобы порадовать родителей и не получить наказания. Дочь испытывает дефицит родительской поддержки и как следствие имеет низкую самооценку. Формируется слабое «я», и девочка становится пассивной либо агрессивной к окружающему миру.В такой обстановке занятия в школе актерского мастерства или сценического движениязначительно помогут ребенку отвлечься от семейных трудностей.
На современном этапе развития общества данная проблема актуальна, потому что каждая третья семья или даже каждая вторая имеет трудности в воспитании ребенка по тем или иным причинам.
Итак, условия воспитания накладывают огромный отпечаток на становление личности ребенка. При рассмотрении стилей воспитания на примере данной семьи становится ясно, что в такой семье не будет развитой детской, а затем взрослой личности. Этим родителям следует вылезти из своего панциря безразличия, жалости и проблем, взять в себя в руки и начать заниматься своим ребенком, уделять ей больше времени и обратить внимание на проблемы своей дочери, чтобы она росла в любви, понимании и поддержке самых родных в ее жизни людей.