🎭Открыт набор в студии театра, кино и комедии на ноябрь!
Записаться на занятие

Как научиться быстро запоминать стихотворения

Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Заучивание стихотворения является стандартным заданием во многих школах. Однако декламация Шекспира для многих – не прогулка по парку. Хотя может показаться, что нужно многому научиться, прежде чем вы сможете запомнить стихотворение, следуя и совершенствуя шаги, описанные в этой статье, вы в конечном итоге сможете быстро и эффективно запоминать самые разные стихотворения.


Девочки из театральной студии Irbis читают стихотворение и ищут незнакомые для себя слова

1. Прочитайте стихотворение вслух несколько раз


Важно помнить, что вся поэзия — рифмованная она или нет — исходит из устной и слуховой традиции, а это означает, что она предназначена для того, чтобы ее произносили и слышали. До телевидения поэзия была способом, которым люди развлекались рассказыванием историй. А в то время, когда грамотность не была широко распространена, поэзия приобрела определенные характеристики — от схемы рифмовки до метрической формы, — которые помогли людям, которые не могли просто прочитать стихотворение со страницы, вспомнить, как развивалось стихотворение и история.
Прежде чем вы даже начнете пытаться запомнить стихотворение, прочтите его вслух про себя несколько раз.
Не просто читайте слова со страницы; попытайтесь исполнить стихотворение так, как если бы вы рассказывали историю толпе людей. Понизьте голос в тихие моменты и погромче в решительные моменты. Используйте жесты рук, чтобы выделить ключевые отрывки. Будьте театральными.
Важно, чтобы вы читали стихотворение вслух, а не про себя. Прослушивание стихотворения ушами поможет вам подобрать рифмы и ритмы, которые помогут вам запомнить стихотворение.


2. Найдите слова, которые вы не понимаете.


Поэты большие любители слов, поэтому они часто используют слова, с которыми мы не знакомы. Если вас попросят выучить наизусть старое стихотворение, вы, скорее всего, наткнетесь на архаичные слова или грамматические конструкции, которые не понимаете. Выяснение значения этих слов и предложений поможет вам запомнить стихотворение позже. Возьмем в качестве примера «Прощание: Запретный траур» Джона Донна.

  • Во второй строке вам, возможно, придется поискать слова «Буря» (буря), «осквернение» (неуважение к чему-то духовному, превращение его в светское и земное) и «миряне» (простые люди, не принадлежащие к духовенство или духовная элита), чтобы понять, что пытается сказать поэт.
  • В этой строке говорится: «Давайте помолчим вместо того, чтобы много плакать и все время вздыхать. Если бы мы рассказали этим мелким простолюдинам о нашей любви, мы бы оказали медвежью услугу тому, насколько она священна».
  • Иногда проблемы вызывают не сами определения слов, а метафорическое использование слов. Посмотрите на строку 3 «Прощания: Запретный траур». Вы можете знать, что означают все эти слова по отдельности, но с трудом понимаете, о чем эта строка.
  • «Движение земли» в данном случае при землетрясении. Землетрясение причиняет вред и пугает людей, и люди делают все возможное, чтобы впоследствии разобраться в этом.
  • «Трепетание сфер» — это движение звезд и планет по небу. Эти движения гораздо масштабнее, более жестоки и, согласно популярной мифологии, имеют гораздо большее влияние на судьбы людей на земле. Однако, хотя эти движения и их последствия намного больше, чем последствия землетрясения, мы не испытываем перед ними «трепета» и вместо этого боимся глупых маленьких землетрясений. Мы «невиновны» или не осведомлены о гораздо более серьезных движениях, влияющих на нашу жизнь, и предпочитаем сосредотачиваться на несущественных деталях.
  • Если у вас возникли проблемы с пониманием смысла стихотворения, обратитесь к учебному пособию в библиотеке или в Интернете, чтобы помочь вам.


Девочки в театральной студии Irbis читают стихи вслух, чтобы лучше запомнить их

3. Изучите и усвойте «историю» в стихотворении.


После того, как вы просмотрели все незнакомые слова, формулировки и образы, вам нужно выучить историю стихотворения. Если вы не понимаете, о чем стихотворение, у вас будет столько же проблем с его запоминанием, сколько с заучиванием цепочки совершенно не связанных между собой слов, не имеющих значения. Прежде чем вы попытаетесь выучить стихотворение наизусть, вы должны быть в состоянии легко и полностью пересказать его историю по памяти. На данном этапе не беспокойтесь о словах в стихотворении — просто краткое изложение содержания.

  • Некоторые стихотворения являются «нарративными», что означает, что они рассказывают реальную историю. Хороший пример — «Я бродил одинокий, как облако» Уильяма Вордсворта.
  • В нем рассказчик бродит по природе, когда натыкается на поле нарциссов. Затем он описывает нарциссы: как они, кажется, танцуют на ветру, как их ряды, казалось, тянутся по небу, как звезды, каким счастливым и радостным казался их танец, и, наконец, как воспоминание об этих цветах приносит ему радость в грустные минуты. когда он вернулся домой, вдали от природы.


4. Ищите связи между строками или разделами


Не все стихи повествовательны и рассказывают четкую историю с сюжетными точками: то случилось, то случилось то. Тем не менее, все стихи о чем-то, и лучшие стихи — те, которые учителя обычно задают в классе — развиваются и прогрессируют в некотором роде. Даже если сюжета нет, попытайтесь понять смысл или посыл стихотворения, поняв связи между строфами или разделами. Посмотрите, например, на «Конец года» Ричарда Уилбура.

  • Это стихотворение начинается с четкой обстановки: это канун Нового года («умирание года»), и говорящий находится на улице в районе, смотрит в окно дома, где он может только видеть движущиеся формы через окно. иней на стекле.
  • Большая часть стихотворения развивается за счет ассоциативных образов, в которых один образ ведет к другому исключительно за счет любой ассоциации, возникающей в уме писателя, а не за счет логики или хронологии, как в рассказе.
  • Так, в этом стихотворении замерзшее окно из первой строфы заставляет поэта перескочить к образу замерзшего озера во второй; в конце концов, замерзшее озеро немного похоже на замерзшее окно. На поверхности озера вмерзли листья, упавшие в процессе замерзания, которые теперь прилипли к его поверхности, развеваясь на ветру, как совершенные памятники.
  • Это совершенство в конце второй строфы переносится в третью как «совершенство смерти папоротников». Также нарисована идея замерзания: так же, как листья застыли в озере как памятники во второй строфе, папоротники замерзли как окаменелости в третьей. Также замороженными в виде окаменелостей были мамонты, которые сохранились во льду.
  • Сохранение в конце третьей строфы сводится к четвертой: сохранение собаки в руинах Помпеи, города, уничтоженного извержением вулкана, но чьи формы сохранил вулканический пепел.
  • Заключительная строфа основана на идее внезапного конца в Помпеях, где люди неожиданно застыли на месте, так и не предвидя своей внезапной смерти. Заключительная строфа возвращает нас к сцене из первой: это канун Нового года, конец еще одного года. По мере того, как мы «мчимся в будущее», утверждает стихотворение, мы должны учитывать все «внезапные концы», представленные нам стихотворением: лист, застывший во льду, окаменелые папоротники и мамонты, внезапные, неожиданные смерти в Помпеях.
  • Это стихотворение может быть трудным для запоминания, потому что оно не имеет хронологического развития сюжета. Однако, поняв ассоциативное отношение строф друг к другу, вы сможете вспомнить: глядя в новогоднюю ночь в замерзшие окна → лист в замерзшем озере как совершенный памятник → сохранилось совершенство окаменелых папоротников и мамонтов во льду → тела, сохранившиеся в вулканическом пепле в Помпеях → об этих внезапных концах следует помнить сейчас, в конце года, когда мы с нетерпением ждем следующего.


Ребенок пытается выучить стихотворение и выразительно читает его перед своими друзьями, чтобы лучше запомнить

5. Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз.


Этот опыт должен сильно отличаться от первоначальных чтений, потому что теперь у вас будет гораздо более глубокое понимание истории, послания и смысла стихотворения, его ритма и музыкальности, а также его формальной структуры.

  • Прочитайте стихотворение медленно и театрально, применяя все свои новые знания о стихотворении в своем выступлении. Чем больше вы посвятите себя театральному исполнению пьесы, тем легче она закрепится в вашем мозгу.
  • По мере того, как строки стихотворения начинают приходить к вам естественным образом, даже если вам не нужно смотреть на страницу, повторяйте все больше и больше его по памяти.
  • Не бойтесь смотреть вниз на страницу, если вам нужно. Используйте его в качестве руководства, чтобы тренировать память столько, сколько вам нужно.
  • Продолжая читать стихотворение вслух снова и снова, вы обнаружите, что в вашей памяти всплывает все больше и больше строк.
  • Позвольте естественному переходу от чтения со страницы к чтению стихотворения по памяти.
  • После того, как вы успешно прочитаете стихотворение по памяти полностью, продолжайте делать это еще как минимум пять или шесть раз, чтобы убедиться, что вы записали его идеально.


А если хотите узнать как профессионалы быстро запоминают любые стихотворения, советуем вам записаться на курс «Актерского мастерства»


Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.