Открыт набор на летние загородные и городские сборы☀️
Подать заявку

Как научиться быстро запоминать стихотворения

6 мин
5152
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Заучивание стихотворения является стандартным заданием во многих школах. Однако декламация Шекспира для многих – не прогулка по парку. Хотя может показаться, что нужно многому научиться, прежде чем вы сможете запомнить стихотворение, следуя и совершенствуя шаги, описанные в этой статье, вы в конечном итоге сможете быстро и эффективно запоминать самые разные стихотворения.


Девочки из театральной студии Irbis читают стихотворение и ищут незнакомые для себя слова

1. Прочитайте стихотворение вслух несколько раз


Важно помнить, что вся поэзия — рифмованная она или нет — исходит из устной и слуховой традиции, а это означает, что она предназначена для того, чтобы ее произносили и слышали. До телевидения поэзия была способом, которым люди развлекались рассказыванием историй. А в то время, когда грамотность не была широко распространена, поэзия приобрела определенные характеристики — от схемы рифмовки до метрической формы, — которые помогли людям, которые не могли просто прочитать стихотворение со страницы, вспомнить, как развивалось стихотворение и история.
Прежде чем вы даже начнете пытаться запомнить стихотворение, прочтите его вслух про себя несколько раз.
Не просто читайте слова со страницы; попытайтесь исполнить стихотворение так, как если бы вы рассказывали историю толпе людей. Понизьте голос в тихие моменты и погромче в решительные моменты. Используйте жесты рук, чтобы выделить ключевые отрывки. Будьте театральными.
Важно, чтобы вы читали стихотворение вслух, а не про себя. Прослушивание стихотворения ушами поможет вам подобрать рифмы и ритмы, которые помогут вам запомнить стихотворение.


2. Найдите слова, которые вы не понимаете.


Поэты большие любители слов, поэтому они часто используют слова, с которыми мы не знакомы. Если вас попросят выучить наизусть старое стихотворение, вы, скорее всего, наткнетесь на архаичные слова или грамматические конструкции, которые не понимаете. Выяснение значения этих слов и предложений поможет вам запомнить стихотворение позже. Возьмем в качестве примера «Прощание: Запретный траур» Джона Донна.

  • Во второй строке вам, возможно, придется поискать слова «Буря» (буря), «осквернение» (неуважение к чему-то духовному, превращение его в светское и земное) и «миряне» (простые люди, не принадлежащие к духовенство или духовная элита), чтобы понять, что пытается сказать поэт.
  • В этой строке говорится: «Давайте помолчим вместо того, чтобы много плакать и все время вздыхать. Если бы мы рассказали этим мелким простолюдинам о нашей любви, мы бы оказали медвежью услугу тому, насколько она священна».
  • Иногда проблемы вызывают не сами определения слов, а метафорическое использование слов. Посмотрите на строку 3 «Прощания: Запретный траур». Вы можете знать, что означают все эти слова по отдельности, но с трудом понимаете, о чем эта строка.
  • «Движение земли» в данном случае при землетрясении. Землетрясение причиняет вред и пугает людей, и люди делают все возможное, чтобы впоследствии разобраться в этом.
  • «Трепетание сфер» — это движение звезд и планет по небу. Эти движения гораздо масштабнее, более жестоки и, согласно популярной мифологии, имеют гораздо большее влияние на судьбы людей на земле. Однако, хотя эти движения и их последствия намного больше, чем последствия землетрясения, мы не испытываем перед ними «трепета» и вместо этого боимся глупых маленьких землетрясений. Мы «невиновны» или не осведомлены о гораздо более серьезных движениях, влияющих на нашу жизнь, и предпочитаем сосредотачиваться на несущественных деталях.
  • Если у вас возникли проблемы с пониманием смысла стихотворения, обратитесь к учебному пособию в библиотеке или в Интернете, чтобы помочь вам.


Девочки в театральной студии Irbis читают стихи вслух, чтобы лучше запомнить их

3. Изучите и усвойте «историю» в стихотворении.


После того, как вы просмотрели все незнакомые слова, формулировки и образы, вам нужно выучить историю стихотворения. Если вы не понимаете, о чем стихотворение, у вас будет столько же проблем с его запоминанием, сколько с заучиванием цепочки совершенно не связанных между собой слов, не имеющих значения. Прежде чем вы попытаетесь выучить стихотворение наизусть, вы должны быть в состоянии легко и полностью пересказать его историю по памяти. На данном этапе не беспокойтесь о словах в стихотворении — просто краткое изложение содержания.

  • Некоторые стихотворения являются «нарративными», что означает, что они рассказывают реальную историю. Хороший пример — «Я бродил одинокий, как облако» Уильяма Вордсворта.
  • В нем рассказчик бродит по природе, когда натыкается на поле нарциссов. Затем он описывает нарциссы: как они, кажется, танцуют на ветру, как их ряды, казалось, тянутся по небу, как звезды, каким счастливым и радостным казался их танец, и, наконец, как воспоминание об этих цветах приносит ему радость в грустные минуты. когда он вернулся домой, вдали от природы.


4. Ищите связи между строками или разделами


Не все стихи повествовательны и рассказывают четкую историю с сюжетными точками: то случилось, то случилось то. Тем не менее, все стихи о чем-то, и лучшие стихи — те, которые учителя обычно задают в классе — развиваются и прогрессируют в некотором роде. Даже если сюжета нет, попытайтесь понять смысл или посыл стихотворения, поняв связи между строфами или разделами. Посмотрите, например, на «Конец года» Ричарда Уилбура.

  • Это стихотворение начинается с четкой обстановки: это канун Нового года («умирание года»), и говорящий находится на улице в районе, смотрит в окно дома, где он может только видеть движущиеся формы через окно. иней на стекле.
  • Большая часть стихотворения развивается за счет ассоциативных образов, в которых один образ ведет к другому исключительно за счет любой ассоциации, возникающей в уме писателя, а не за счет логики или хронологии, как в рассказе.
  • Так, в этом стихотворении замерзшее окно из первой строфы заставляет поэта перескочить к образу замерзшего озера во второй; в конце концов, замерзшее озеро немного похоже на замерзшее окно. На поверхности озера вмерзли листья, упавшие в процессе замерзания, которые теперь прилипли к его поверхности, развеваясь на ветру, как совершенные памятники.
  • Это совершенство в конце второй строфы переносится в третью как «совершенство смерти папоротников». Также нарисована идея замерзания: так же, как листья застыли в озере как памятники во второй строфе, папоротники замерзли как окаменелости в третьей. Также замороженными в виде окаменелостей были мамонты, которые сохранились во льду.
  • Сохранение в конце третьей строфы сводится к четвертой: сохранение собаки в руинах Помпеи, города, уничтоженного извержением вулкана, но чьи формы сохранил вулканический пепел.
  • Заключительная строфа основана на идее внезапного конца в Помпеях, где люди неожиданно застыли на месте, так и не предвидя своей внезапной смерти. Заключительная строфа возвращает нас к сцене из первой: это канун Нового года, конец еще одного года. По мере того, как мы «мчимся в будущее», утверждает стихотворение, мы должны учитывать все «внезапные концы», представленные нам стихотворением: лист, застывший во льду, окаменелые папоротники и мамонты, внезапные, неожиданные смерти в Помпеях.
  • Это стихотворение может быть трудным для запоминания, потому что оно не имеет хронологического развития сюжета. Однако, поняв ассоциативное отношение строф друг к другу, вы сможете вспомнить: глядя в новогоднюю ночь в замерзшие окна → лист в замерзшем озере как совершенный памятник → сохранилось совершенство окаменелых папоротников и мамонтов во льду → тела, сохранившиеся в вулканическом пепле в Помпеях → об этих внезапных концах следует помнить сейчас, в конце года, когда мы с нетерпением ждем следующего.


Ребенок пытается выучить стихотворение и выразительно читает его перед своими друзьями, чтобы лучше запомнить

5. Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз.


Этот опыт должен сильно отличаться от первоначальных чтений, потому что теперь у вас будет гораздо более глубокое понимание истории, послания и смысла стихотворения, его ритма и музыкальности, а также его формальной структуры.

  • Прочитайте стихотворение медленно и театрально, применяя все свои новые знания о стихотворении в своем выступлении. Чем больше вы посвятите себя театральному исполнению пьесы, тем легче она закрепится в вашем мозгу.
  • По мере того, как строки стихотворения начинают приходить к вам естественным образом, даже если вам не нужно смотреть на страницу, повторяйте все больше и больше его по памяти.
  • Не бойтесь смотреть вниз на страницу, если вам нужно. Используйте его в качестве руководства, чтобы тренировать память столько, сколько вам нужно.
  • Продолжая читать стихотворение вслух снова и снова, вы обнаружите, что в вашей памяти всплывает все больше и больше строк.
  • Позвольте естественному переходу от чтения со страницы к чтению стихотворения по памяти.
  • После того, как вы успешно прочитаете стихотворение по памяти полностью, продолжайте делать это еще как минимум пять или шесть раз, чтобы убедиться, что вы записали его идеально.


А если хотите узнать как профессионалы быстро запоминают любые стихотворения, советуем вам записаться на курс «Актерского мастерства»


Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.