Как помочь ребенку повысить самооценку?
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Иногда легко заметить, когда дети чувствуют себя хорошо, а когда нет. Мы часто описываем идею хорошего самочувствия как «самоуважение».
Дети со здоровой самооценкой:
- чувствуют себя любимыми и принятыми
- уверенные
- гордятся тем, что они могут сделать
- думают о себе хорошо
- верят в себя
Дети с низкой самооценкой:
- самокритичны и требовательны к себе
- чувствуют, что они не так хороши, как другие дети
- думают о тех случаях, когда они терпят неудачу, а не о том, когда они добиваются успеха
- отсутствие уверенности
- сомневаются, что они могут делать что-то хорошо
Почему важна самооценка
Дети, которые хорошо себя чувствуют, уверенно пробуют что-то новое. Скорее всего, они будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что могут сделать. Самооценка помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям попробовать еще раз, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенными. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться к ним. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться с ошибкой, проигрышем или неудачей. В результате они могут работать не так хорошо, как могли бы.
Как развивается самооценка
Самоуважение может зародиться еще в младенчестве. Он развивается медленно с течением времени. Это может начаться только потому, что ребенок чувствует себя в безопасности, любимым и принятым. Это может начаться, когда ребенок получает положительное внимание и любящую заботу.
Когда младенцы становятся малышами и маленькими детьми, они могут делать некоторые вещи самостоятельно. Они чувствуют себя хорошо, когда могут использовать свои новые навыки. Их самооценка растет, когда родители обращают на них внимание, позволяют ребенку попробовать, улыбаются и показывают, что гордятся.
По мере того, как дети растут, самооценка тоже может расти. Каждый раз, когда дети пробуют что-то, делают что-то и чему-то учатся, у них может вырасти самооценка. Это может произойти, когда дети:
- продвигаются к цели
- учатся в школе
- дружат и ладят со сверстниками
- изучают навыки — музыку, спорт, искусство, кулинарию, технические навыки
- занимаются любимыми делами
- получают похвалу за хорошее поведение
- сильно стараются в чем-то
- делают то, что у них хорошо получается, и получают от этого удовольствие
- чувствуют себя понятым и принятым
- получают приз или хорошую оценку, которую, как они знают, они заработали
Когда у детей есть чувство собственного достоинства, они чувствуют себя уверенными, способными и принятыми такими, какие они есть.
Как родители могут повысить самооценку ребёнку
Все дети разные. Некоторым детям самооценка может даваться легче, чем другим. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если самооценка у ребенка низкая, ее можно поднять.
Вот что родители могут сделать, чтобы помочь детям чувствовать себя хорошо:
Помогите ребенку научиться что-то делать . В каждом возрасте дети узнают что-то новое. Даже в младенчестве обучение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство мастерства и восторга. По мере того, как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, дают шансы на рост самооценки.
Обучая детей, как что-то делать, сначала покажите и помогите им. Тогда позвольте им делать то, что они могут, даже если они совершают ошибки. Убедитесь, что ваш ребенок получает возможность учиться, пробовать и гордиться. Не делайте новые задачи слишком легкими или слишком сложными.
Хвалите ребенка, но делайте это с умом. Конечно, хорошо хвалить детей. Ваша похвала — это способ показать, что вы гордитесь. Но некоторые способы похвалить детей могут иметь неприятные последствия.
Вот как это сделать правильно:
Не перехвалите.
Похвала, которая не кажется заслуженной, не звучит правдоподобно. Например, говорить ребенку, что он играл в отличную игру, когда он знает, что не играл, кажется пустым и фальшивым. Лучше сказать: «Я знаю, что это была не лучшая твоя игра, но у нас у всех бывают выходные. Я горжусь тобой за то, что ты не сдался». Добавьте вотум доверия: «Завтра вы вернетесь к своей игре».
Хвалите усилия.
Не хвалите только результаты (например, получение пятерки) или фиксированные качества (например, ум или спорт).
Вместо этого хвалите за усилия, прогресс и отношение. Например: «Ты усердно работаешь над этим проектом», «Ты все лучше и лучше сдаешь эти орфографические тесты» или «Я горжусь тобой за то, как ты сегодня танцевал на сцене — ты действительно справился». С такой похвалой дети прилагают усилия, работают для достижения целей и стараются. Когда дети это делают, у них больше шансов на успех.Будьте хорошим образцом для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным делам (например, сгребаете листья, готовите еду, моете посуду или моете машину), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится прикладывать усилия, выполняя домашнее задание, убирая игрушки или заправляя постель.
Также имеет значение моделирование правильного отношения. Когда вы выполняете задания весело (или, по крайней мере, не ворча и не жалуясь), вы учите своего ребенка делать то же самое. Когда вы избегаете спешки с работой по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы учите этому и своего ребенка.
Запретить жесткую критику.
Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко преобразуются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке. Исправьте детей с терпением. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они сделали в следующий раз. Когда нужно, покажите им, как это сделать.
Сосредоточьтесь на сильных сторонах.
Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает хорошо и что ему нравится. Например, если ваш ребенок хорошо поет — отдайте его на уроки по пению. Убедитесь, что у вашего ребенка есть шансы развить эти сильные стороны. Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабых, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо. Это также улучшает поведение.
Пусть дети помогают и дают.
Самоуважение растет, когда дети видят, что то, что они делают, важно для других. Дети могут помогать по дому, выполнять проект служения в школе или оказать услугу брату или сестре. Помощь и добрые поступки укрепляют самооценку и другие положительные чувства.