Балетные стандарты — поступление в балетную школу
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Поступление в балетную школу сопряжено с некоторыми нюансами, разобраться в которых родителям стоит, прежде чем отдавать своего ребенка на обучение. Все абитуриенты проходят достаточно строгий отбор по ряду критериев. Если определить слух, ритмичность, характер ребенка можно и самостоятельно, то есть специфические моменты, не имея понятия о которых трудно делать прогноз на успешное прохождение отборочных туров.
Основные принципы
Балетные стандарты, прежде всего, базируются на физической форме и врожденной способности к хореографии. Вторую ступень по шкале ценностей занимают психико-эмоциональное состояние, хорошая память и воображение – именно они отвечают за творческую составляющую личности. Также обращается внимание на медицинские показатели, ребенок должен быть здоров, не иметь хронических заболеваний и психических отклонений.
Физические критерии
Поговорим об определении внешних сценических данных, на них смотрит приемная комиссия в первую очередь при наборе учеников. Это:
- • тип сложения тела;
- • хореографические данные.
Есть два основных вида сложения:
1. Долихоморфный – астенический тип, его основные признаки высокий рост, короткий корпус, небольшая окружность грудины, узкие или средние плечи, удлиненные верхние и нижние конечности, малый угол наклона таза, походка, когда носки смотрят в разные стороны.
2. Брахоморфный – характеризуется средним или ниже среднего ростом, длинным туловищем, большой грудной клеткой и широкими плечами. Угол наклона таза большой, при походке носки стоп смотрят вовнутрь.
В балетной среде ценится долихоморфный тип, при этом определяется пропорциональность фигуры. Это важно не только с эстетической точки зрения, но и ввиду того, что такие люди легче переносят значительные физические нагрузки.
Хореографические данные
Балетное образование подразумевает выполнение движений, которые требуют определенных физических возможностей. Это:
1. Выворотность или супированное положение ног – способность разворачивать бедро в тазобедренном суставе вокруг оси таким образом, чтобы нижняя часть конечности, начиная от колена, свободно выворачивались наружу. Эта особенность зависит от подвижности тазобедренного сустава, гибкости мышц бедра и связок, особого строения таза. В процессе осмотра педагог определяет начальную выворотность и ее потенциал для последующего развития. Если балерина не обладает нужной степенью выворотности, ее движения на сцене будут выглядеть неуклюжими и скованными.
2. Подъем стопы – внешний вид продольной части стопы и способность вытянуть ее вместе с пальцами. Степень подвижности голеностопного сустава и пальцев должна быть достаточно высокой, чтобы стопа могла вытянуться в одну линию с голенью.
3. Гибкость – определяется возможностью максимально прогнуться назад.
4. Шаг – степень подвижности суставов тазобедренного отдела позвоночного столба. На нее влияет также эластичность мышечной ткани. Величина шага оценивается возможностью поднять ногу под прямым углом для мальчиков и выше 90 градусов для девочек.
5. Прыжок – высокое отталкивание, зависящее от подвижности нижних конечностей и возможностей мышц ног. Эластичность трехглавой мышцы голени и пяточного сухожилия обеспечивает мягкое приземление и плотное прижатие пяток к поверхности при низком приседании.
Если у вашего ребенка отсутствует или недостаточно развит какой-либо из физических показателей, не обязательно ставить крест на занятиях балетом. Конечно, они имеют преобладающее значение при отборе, однако преподаватели учитывают музыкальные и танцевальные способности ребенка.
И главный вопрос, который задают родители – балетная школа, со скольки лет туда можно отдавать ребенка? Подходящий возраст с 4-5 лет. Однако дети постарше также могут быть приняты при соответствующих данных.