Как ребенку научится контролировать свои эмоции?
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Некоторым детям нужна помощь, чтобы научиться контролировать свои эмоции и противостоять импульсивному поведению.
Если вы родитель, скорее всего, вы были свидетелем истерики или двух в свой день. Мы ожидаем их от двухлетних детей. Но если ваш ребенок достигает школьного возраста, а срывы и вспышки все еще часты, это может быть признаком того, что у него проблемы с эмоциональной саморегуляцией.
Проще говоря, саморегуляция — это разница между двухлетним и пятилетним ребенком, который более способен контролировать свои эмоции. Помощь детям, которые не развили навыки саморегуляции в обычном возрасте, является целью программ обучения родителей. И многие дети постарше, даже если они не впадают в истерику, продолжают бороться с импульсивным и неподобающим поведением.
Что такое саморегуляция?
Саморегуляция — это способность управлять своими эмоциями и поведением в соответствии с требованиями ситуации. Это включает в себя способность противостоять высокоэмоциональным реакциям на раздражающие стимулы, успокаивать себя, когда вы расстроены, приспосабливаться к изменению ожиданий и справляться с разочарованием без вспышки. Это набор навыков, который позволяет детям по мере взросления направлять свое поведение к цели, несмотря на непредсказуемость мира и наших собственных чувств.
Как выглядит эмоциональная дисрегуляция?
Проблемы с саморегуляцией проявляются по-разному в зависимости от ребенка, говорит Мэтью Роуз, доктор философии, клинический психолог. “Некоторые дети действуют мгновенно — у них огромная, сильная реакция, и нет никакого подталкивания”, — говорит он. “Они не могут подавить эту немедленную реакцию поведения”.
У других детей, отмечает он, дистресс, кажется, нарастает, и они не могут терпеть это так долго. В конце концов это приводит к какому-то поведенческому взрыву. “Вы можете видеть, что они идут по неправильному пути, но вы не знаете, как это остановить”.
Главное для детей обоих типов — научиться справляться с этими сильными реакциями и находить способы выражения своих эмоций, которые более эффективны (и менее разрушительны), чем срыв.
Почему у некоторых детей проблемы с саморегуляцией?
Доктор Роуз рассматривает проблемы эмоционального контроля как сочетание темперамента и усвоенного поведения.
“Врожденные способности ребенка к саморегуляции основаны на темпераменте и личности”, — объясняет он. Некоторые дети испытывают трудности с самоуспокоением, добавляет он, и очень расстраиваются, когда вы пытаетесь их искупать или одеть. Эти дети могут с большей вероятностью испытывать проблемы с эмоциональной саморегуляцией, когда они станут старше.
Но окружающая среда также играет определенную роль. Когда родители впадают в истерику или работают сверхурочно, чтобы успокоить своих детей, когда те расстраиваются и выходят из себя, детям трудно развивать самодисциплину. “В таких ситуациях ребенок в основном ожидает, что родители будут внешними саморегуляторами”, — говорит доктор Роуз. “Если это происходит снова и снова, и ребенок способен «передать» саморегуляцию на аутсорсинг, то это может превратиться в привычку”.
Дети с СДВГ или тревожным людям может быть особенно сложно управлять своими эмоциями, и им потребуется дополнительная помощь для развития навыков эмоциональной регуляции.
Как мы обучаем навыкам саморегуляции?
Скотт Безсилко, исполнительный директор Winston Prep schools для детей с различиями в обучении, говорит, что отыгрывание — это, по сути, неэффективная реакция на стимул. Родитель или учитель должны помочь ребенку замедлиться и более тщательно выбрать эффективный ответ вместо того, чтобы быть импульсивным.
“Мы подходим к навыкам саморегуляции так же, как к другим навыкам, академическим или социальным: изолируем этот навык и предоставляем практику”, — объясняет Безсилко. “Когда вы думаете об этом как о навыке, которому нужно научиться, а не, скажем, просто плохому поведению, это меняет тон и содержание обратной связи, которую вы даете детям ”.
По словам доктора Роуз, ключ к обучению навыкам саморегуляции заключается не в том, чтобы избегать ситуаций, с которыми детям трудно справиться, а в том, чтобы обучать детей через них и обеспечивать поддерживающую основу — врачи называют это “строительными лесами” поведения, которое вы хотите поощрять, — пока они не смогут справиться с этими проблемами самостоятельно.
Представьте ситуацию, которая может вызвать сильные негативные эмоции, например, неудачное домашнее задание по математике. Если родитель слишком много зацикливается, он рискует взять на себя регулирующую роль. “Вместо того, чтобы ребенок осознал, что работа вызывает разочарование, и выяснил, как с этим справиться, — объясняет доктор Роуз, — они чувствуют, что родитель расстраивает их, заставляя их это делать”.
Строительные леса в этой ситуации могут заключаться в том, чтобы помочь ребенку с одной проблемой, а затем ожидать, что он попробует остальные. Если они чувствуют разочарование, они могут встать и пойти выпить. Они могли бы использовать таймер, чтобы периодически устраивать себе перерывы. Родитель время от времени заглядывал бы к ним и хвалил за их усилия.
Если ребенок склонен тускнеть, когда его просят прекратить играть в видеоигру, скаффолдинг может практиковать уход от игры. “Вы бы хотели потренироваться в игре, в которую они не слишком вкладываются — вы же не хотите начинать с высоких ставок”, — объясняет доктор Роуз. “Пусть они потренируются играть в течение двух или трех минут, а затем передадут вам игру. Они получают очки за то, чего они хотят, каждый раз, когда они это делают ”.
А если хотите помочь ребенку научиться контролировать его эмоции, советуем записаться на курсы «Актерского мастерства», где наши опытные наставники помогут проработать его проблему.
Практика работает
Пробежки — это еще один способ укрепить саморегуляцию. Например, если у вас возникли проблемы с импульсивной реакцией ребенка или истерикой в магазине, совершите короткий визит, когда вам не нужно делать серьезные покупки. Попросите их потренироваться ходить с вами, держа руки при себе. Они получают очки за достижение какой-то цели каждый раз, когда добиваются успеха.
Доктор Роуз говорит, что часто родители впадают в уныние, когда что-то не ладится при первой попытке развития навыков, но последовательность и начало работы на уровне, подходящем для вашего ребенка, являются ключевыми. Вместо того, чтобы сдаваться, попробуйте сократить активность, чтобы она была более выполнима, и постепенно предоставляйте своему ребенку все больше и больше самостоятельности в ее выполнении.
Например, если чистка зубов является проблемой для вашего ребенка, вы могли бы начать с того, что сосредоточились просто на нанесении зубной пасты на щетку, и отвечать положительными отзывами и вознаграждениями, когда они это делают. После того, как они попрактиковались в этом несколько раз, добавьте следующий шаг в цепочку.
Точно так же, если выход за дверь по утрам приводит к срывам, делайте шаг за шагом. Сначала, скажем, одеться к 7:15. Как только они освоят это, установите целевое время для завтрака и добавьте его. Разбиение цепочки на маленькие шаги позволяет им постепенно развивать навыки саморегуляции.
Помогите детям стать саморефлексивными
Безсилко подчеркивает, что, когда родители или учителя спокойно относятся к импульсивному, неадекватному поведению и дают им время, дети могут научиться выбирать лучшие способы реагирования на эту ситуацию. Детям нужна обратная связь без осуждения и без эмоций: что пошло не так, и почему, и как они могут исправить это в следующий раз.
“Когда дети являются частью среды, которая отражает и анализирует, в отличие от эмоциональной и быстро меняющейся, — объясняет Безсилко, — они могут научиться делать лучший выбор”. Замедление позволяет детям стать более вдумчивыми, рефлексивными и осознающими себя. “Нам нужно замедлить и моделировать саморефлексию, самосознание и саморегуляцию для наших детей, “ отмечает он, — но это также полезно и полезно и для нас тоже”.
Безсилко отмечает, что осознанность и медитация полезны для всех, но особенно для детей с проблемами саморегуляции. И доктор Роуз упоминает множество программ обучения для родителей, которые помогают им стать лучшими тренерами для своих детей. Для детей старшего возраста также возможна диалектическая поведенческая терапия (DBT), поскольку она направлена на терпимость к бедствиям и регулирование эмоций.
Однако, в конце концов, ничто не может заменить родительскую работу. “Мне кажется, — говорит доктор Роуз, — что семейное окружение является наиболее важной частью”./p>