Стоит ли наказывать детей
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Воспитание детей в современном обществе – процесс непростой. С одной стороны многочисленные психологи и специалисты по защите прав детей настаивают на лояльных методах воспитания, с другой стороны статистика фиксирует появление все большего количества проблем в поведении детей и подростков. К таким проблемам относятся отсутствие дисциплины и послушания, низкая успеваемость, грубость, капризы и прочее. Большинство этих проблем возникает у детей именно от вседозволенности, от осознания того факта, что за непослушанием и плохим поведением не последует никакого наказания.
Лояльные методы воспитания, активно пропагандируемые в последнее время, призывают полностью отказаться от наказания ребенка и рассматривать его как полноценную взрослую личность, позволяя ему самовыражаться по своему усмотрению. В теории это, безусловно, хорошо, но практика показывает, что такой подход не всегда дает желаемый результат, поскольку маленький ребенок еще не знает что хорошо, а что плохо и нуждается в установлении поведенческих рамок.Уроки актерского мастерства, классической хореографии помогут ребенку привыкнуть к самодисциплине и ответственности.
Многие скажут, что эти рамки можно установить без применения наказаний, просто объяснив ребенку какое его поведение является недопустимым и нарушает границы дозволенного. Только если при систематическом нарушении этих границ ребенок не будет наказан, то все эти объяснения так и останутся пустыми словами, а авторитет родителей опустится до нуля. Даже некоторые взрослые с удовольствием нарушали бы закон, если бы за этим не следовало наказания, что уж говорить о детях.
Лояльное воспитание без применения наказаний может сработать только в том случае, если ребенок от природы обладает спокойным уравновешенным темпераментом и не склонен испытывать терпение родителей бесконечными выходками и бунтарством. Если же характер ребенка более сложный, то ему необходимо устанавливать рамки, за которые нельзя выступать. Конечно, унижать и избивать ребенка в приступе ярости, как это делают некоторые родители, просто недопустимо, но и спускать все с рук или бесконечно и бессмысленно увещевать тоже не стоит.
Наказание по отношению к ребенку должно быть применено только в тех случаях, когда ребенок заранее знал о недопустимости нарушения определенных правил или сознательно игнорировал просьбы родителей, касающиеся его поведения, хамил, проявлял неуважение. Требования родителей к поведению ребенка должны быть последовательны. Если ребенок сегодня будет наказан за то, что вчера благополучно сошло ему с рук, то наказание утратит смысл и ничему не научит малыша. Ребенок должен понимать, что наказание последует всякий раз, когда он позволит себе выходить за рамки допустимого поведения.
Наказывать ребенка нужно с холодной головой. Это значит, что применять наказания следует каждый раз, когда ребенок нарушил правила, а не только в те моменты, когда родители разгневаны и раздражены его поведением или другими обстоятельствами. Ни в коем случае нельзя срывать на ребенке злость за неудачный рабочий день, ссору с другим членом семьи и прочие неприятности. Наказание должно применяться только за непосредственный проступок ребенка, а не служить громоотводом для родителей.
Какой бы проступок не совершил ребенок, его наказание не должно быть связано с унижением его личности. Для большинства детей не так страшен родительский ремень, как оскорбительные и обидные слова, звучащие от матери или отца. Требования к поведению ребенка должны быть едиными у всех взрослых членов семьи. Ребенок никогда не научится правильно себя вести, если мать требует от него одного, отец другого, а бабушка или старший брат третьего. Прежде, чем заняться воспитанием ребенка, взрослые должны договориться между собой о границах того, что ему позволительно, а что нет.Отличным способом направить энергию ребенка в мирное русло станет его обучение танцам, сценическому движению или любое другое творческое развитие.