Театральная студия и культура общения – как они связаны?
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Почему родители выбирают театр
Многие родители выбирают театральную студию, потому что считают, что она поможет эффективно подготовить их ребенка к школе. И они правы: в студии дети развиваются всесторонне, получают многие навыки, которые пригодятся им в школе: запоминать, читать и рассказывать стихи, выполнять творческие задания, слушать и выполнять указания педагога. Другие делают ставку на студию актерского мастерства в качестве хобби для их ребенка. Они также не ошибаются: студия становится для многих детей приятным времяпрепровождением и даже вторым домом, они находят там увлекательные занятия и новых друзей. Однако мы сегодня хотим поговорить не об этом. В нашей статье мы рассмотрим театральную студию в качестве места, где дети получают коммуникативные навыки, делают первые шаги к освоению социальных ролей, учатся располагать к себе людей.
Преимущества актерского мастерства для развития культуры общения
Один из важнейших видов взаимодействия – общение с преподавателем – дети получают в полном объеме. Театральная группа обычно немногочисленна (до 10 человек), и преподаватель может уделить внимание каждому ребенку по отдельности. В отличие от школы и детского сада, где педагог физически не может уследить за большим количеством детей, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность пообщаться с каждым.
-
Из предыдущего пункта вытекает следующее – благодаря небольшим театральным группам, преподавателю легче контролировать дисциплину и решать возникающие конфликты. Умение прекращать споры и ссоры является важной частью культуры общения. Однако детям зачастую сложно справиться с этой задачей самостоятельно – им не хватает жизненного опыта. Результатом является либо драка, либо обида. Педагог ненавязчиво направляет детей на пути к примирению, таким образом, они сами запоминают, как разрешать конфликты мирным способом.
-
Индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы считаем, что индивидуальный подход – неотъемлемая часть обучения, особенно когда дело касается детей. Однако в школах и детских садах зачастую пренебрегают этим. Всем знакомы ситуации в школе, когда ребенок знает ответ, но у доски сильно теряется, мямлит, в результате получает плохую оценку и неодобрение учителя. В театральной студии таких ситуаций не бывает. Если, например, ребенку больше нравится рассказывать стихи сидя, мы даем ему такую возможность. Впоследствии это может стать его изюминкой при выступлениях на публике.
-
Упражнения, развивающие взаимодействие в группе и попарно. Культура общения предполагает умение находить общий язык как с несколькими людьми, так и с отдельным человеком. В театральной студии дети выполняют целый ряд заданий, направленных на это, таких как командные этюды, синхронное повторение за партнером, индивидуальные и групповые обсуждения произведений, по которым ставятся спектакли.
-
Каждый ребенок в студии может почувствовать себя «звездой». Любителям выступлений на публике понравится возможность выделиться, выступить как внутри группы, так и на больших концертах. Робких детей, которые стесняются выступать, дети и педагоги тоже поддерживают, ненавязчиво помогают и направляют. Чаще всего, когда такие дети чувствуют внимание, а не давление, они сами раскрываются и удивляют окружающих.