Стоит ли наказывать детей
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Воспитание детей в современном обществе – процесс непростой. С одной стороны многочисленные психологи и специалисты по защите прав детей настаивают на лояльных методах воспитания, с другой стороны статистика фиксирует появление все большего количества проблем в поведении детей и подростков. К таким проблемам относятся отсутствие дисциплины и послушания, низкая успеваемость, грубость, капризы и прочее. Большинство этих проблем возникает у детей именно от вседозволенности
Лояльные методы воспитания, активно пропагандируемые в последнее время, призывают полностью отказаться от наказания ребенка и рассматривать его как полноценную взрослую личность, позволяя ему самовыражаться по своему усмотрению. В теории это, безусловно, хорошо, но практика показывает, что такой подход не всегда дает желаемый результат, поскольку маленький ребенок еще не знает что хорошо, а что плохо и нуждается в установлении поведенческих рамок.Уроки актерского мастерства, классической хореографии помогут ребенку привыкнуть к самодисциплине и ответственности.
Многие скажут, что эти рамки можно установить без применения наказаний, просто объяснив ребенку какое его поведение является недопустимым и нарушает границы дозволенного. Только если при систематическом нарушении этих границ ребенок не будет наказан, то все эти объяснения так и останутся пустыми словами, а авторитет родителей опустится до нуля. Даже некоторые взрослые с удовольствием нарушали бы закон, если бы за этим не следовало наказания, что уж говорить о детях.
Лояльное воспитание без применения наказаний может сработать только в том случае, если ребенок от природы обладает спокойным уравновешенным темпераментом и не склонен испытывать терпение родителей бесконечными выходками и бунтарством. Если же характер ребенка более сложный, то ему необходимо устанавливать рамки, за которые нельзя выступать. Конечно, унижать и избивать ребенка в приступе ярости, как это делают некоторые родители, просто недопустимо, но и спускать все с рук или бесконечно и бессмысленно увещевать тоже не стоит.
Наказание по отношению к ребенку должно быть применено только в тех случаях, когда ребенок заранее знал о недопустимости нарушения определенных правил или сознательно игнорировал просьбы родителей, касающиеся его поведения, хамил, проявлял неуважение. Требования родителей к поведению ребенка должны быть последовательны. Если ребенок сегодня будет наказан за то, что вчера благополучно сошло ему с рук, то наказание утратит смысл и ничему не научит малыша. Ребенок должен понимать, что наказание последует всякий раз, когда он позволит себе выходить за рамки допустимого поведения.
Наказывать ребенка нужно с холодной головой. Это значит, что применять наказания следует каждый раз, когда ребенок нарушил правила, а не только в те моменты, когда родители разгневаны и раздражены его поведением или другими обстоятельствами