Подросток ничего не хочет: советы родителям
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Содержание:
- Почему ребенок теряет интерес к жизни: 5 главных причин
- Как вернуть мотивацию и пробудить интерес
- Студия актерского мастерства для детей: лекарство от апатии
Подростковый возраст — момент, когда вчерашний живчик вдруг превращается в закрытого, вечно уставшего человека. Пропадает интерес: секции забрасываются, книги пылятся на полке, любые предложения наталкиваются на безразличное «не хочу».
Мамы чувствуют растерянность: расспросы вызывают недовольство, но игнорировать ситуацию страшно, ведь за внешней апатией может скрываться серьезная проблема. Выход существует — нужно разобраться в причинах и направить энергию в конструктивное русло.
Почему ребенок теряет интерес к жизни: 5 главных причин
Поведение подростка — сложная головоломка. Кажется, что есть все для счастья, но он выбирает сидеть в комнате. Чтобы понять, почему это происходит, нужно заглянуть глубже. Вот частые поводы, мешающие двигаться вперед.
Ожидания давят сильнее, чем мотивация
«Ты должен сдать экзамены», «Выбери нормальную профессию» — такие послания создают внутренний протест. Подсознательно подростки до 17 лет саботируют чужие цели, потому что своих не видят.
Перегруз информацией
Соцсети, школа, кружки — мозг постоянно в напряжении. Когда входящих сигналов слишком много, включается «режим энергосбережения»: никаких активных действий, только серфинг в телефоне.
Нехватка живого общения
За экраном невозможно почувствовать тепло совместного смеха, энергию общего дела, ту незримую связь, которая рождается в коллективном обсуждении. Школьники выбирают гаджеты не из-за отсутствия интереса к людям, а из страха быть отвергнутыми в реальности.
Чем старше становится ребенок, тем сильнее он боится ошибиться. Если в детстве он проявлял любопытство к незнакомым вещам, то теперь страхи парализуют. Проще ничего не делать, чем сделать и не добиться результата.
Изменения в организме
Физиология тоже играет роль. Гормональные скачки, перестройка организма, быстрая усталость — все это мешает включиться в активную жизнь. В пубертатный период даже интересные занятия не приносят радости.
Как вернуть мотивацию и пробудить интерес
Когда подросток замыкается, главное — не давить, а создать условия для пробуждения любопытства. Вот что реально работает:
- Смените фокус с «должен» на «может»
Забудьте про нотации. Вместо «Ты обязан учиться» — предложите выбор: «Давай подумаем, что тебе интересно? Может, попробуешь курс для детей по монтажу видео или сходишь на мастер-класс в школу кино?».
- Дайте право выбора
Разрешите бросать. Школьнику страшно начинать новое дело, если знает, что придется заниматься этим годами. Скажите: «Попробуй месяц. Не понравится — бросишь, и мы найдем другое хобби».
- Станьте «тихим союзником»
Не лезьте с расспросами, но оставайтесь рядом. Оставьте на столе брошюру о том, как дети становятся актерами или «случайно» включите интервью с молодым фотографом. Порой заинтересованность просыпается от косвенных сигналов.
- Найдите среду, где ценят любопытство
Окружающие люди сильно влияют на мотивацию. Если рядом творческие, горящие своим делом личности, человек быстрее выходит из состояния безразличия.
Студия актерского мастерства для детей: лекарство от апатии
На сцене разрешено то, что запрещено в обычной жизни — впадать в истерику, смеяться до колик, изображать ярость. Через этюды воспитанники выпускают накопленные эмоции. Это не просто упражнения, а способ наконец почувствовать себя живым.
Театр дает возможность примерять роли. Сегодня ты тихоня, завтра — могущественный король, послезавтра — безумный ученый. На занятиях можно экспериментировать и найти ответ на вопрос — кто я на самом деле?
На уроки театрального мастерства для детей приходят такие же ищущие, ранимые, иногда потерянные старшеклассники. Не нужно строить «крутого» — достаточно быть собой. Репетиции, обсуждения, творческие споры создают искреннюю среду общения, которой не хватает в повседневности.
Театр ломает привычные «не смогу», «не получится». Когда тело начинает двигаться, голос звучит увереннее, а идеи воплощаются — прежние страхи и сомнения отступают. Родители с удивлением замечают: ребенок стал чаще улыбаться, появились друзья, а в глазах — тот самый огонек, которого так не хватало.
Апатия — не приговор, а этап, который можно пройти вместе. Секрет в том, чтобы не заставлять, а ненавязчиво открывать пути, в которых у старшеклассника появится пространство для поиска себя. Иногда хватает одного — интересного увлечения, понимающего наставника, среды, где принимают любым.
Театральная студия для детей — место в Москве, где девочки и мальчики учатся быть собой. Здесь не ставят оценок и не отчитывают за промахи — только пробуют, ошибаются и находят, что по-настоящему зажигает. Когда идеи находят отклик, а сверстники поддерживают увлечение, мир становится интереснее.
Самое важное, что могут сделать близкие люди — дать ребенку шанс попробовать. Возможно, актерская школа станет тем самым местом, где он скажет: «Да, это мое».