Умный ребенок. Как вырастить гения
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Основы всех наших достижений и неудач закладываются в возрасте до трех лет, а до девяти – формируются способности к искусству, иностранным языкам, спорту. Другими словами, для максимального развития каждого из навыков ребенку отведено очень ограниченное время и если оно упущено, то наверстать его даже усиленной подготовкой практически невозможно.
В восемь лет ребенок достигает 90% всех интеллектуальных возможностей. Способности или дарование (если есть) должны быть закреплены к 10 годам. А вот монтаж эмоциональной системы заканчивается в период полового созревания. Словом, природа, распахивающая человеку двери к развитию возможностей еще до рождения, захлопывает их одну за другой с каждой новой свечкой на именинном торте.
Мозг новорожденного можно сравнить с новым компьютером, ведь он тоже создан для того, чтобы решать сложнейшие задачи. Однако существует и подвох: если на первых этапах жизни ограничиться загрузкой стартовой версии, то профессиональная уже не будет установлена никогда. Суть в следующем: малыш появляется на свет с 50 тыс. элементов центральной нервной системы, причем к совершеннолетию свыше 100 млн. нейронов, переплетаясь друг с другом, образуют более 100 млрд. контактов-синапс
Разные отделы головного мозга, отвечающие за наши органы чувств (способности воспринимать, различать, реагировать), вызревают в разное время.
От двух до восьми месяцев. В два месяца начинают развиваться зрительные нейроны, а в восемь они полностью должны быть подключены. Папы и мамы, которые считают идеальной для появившегося на свет чада пустую комнату с белыми стенами и потолком, совершают большую ошибку. Интеллектуальный уровень таких детей как минимум на три месяца отстает от показателей сверстников, которых окружала цветная обстановка: яркие узоры на потолочных и стенных обоях, пестрые одеяла, блестящие игрушки. И еще один факт: хирурги-офтальмо
Между 10 и 18 месяцами. Это главный период, когда программируется навык умения владеть собой. Например, оставляя плачущего младенца в кроватке, а упавшему, едва научившемуся ходить человечку говоря «Сам виноват!», родители мешают мозгу ребенка наладить взаимосвязь между рациональным и эмоциональным отделами. А вот ласково успокаивая, вы учите его утешаться самостоятельно и подключать к чувствам разум. Стресс, опасность, боль и страх, как компьютерные вирусы, необратимо меняют программу развития. Они воздействуют на мозжечковую миндалину, оценивающую эмоциональный заряд сигналов окружающего мира раньше, чем они (сигналы) доходят до коры мозга, начинающего что-то соображать. Таким образом, серое вещество отстает в развитии и с затруднением обрабатывает сложную информацию (например, речь).
А самый эффективный способ воспитания — отвечать на чувства карапуза. Если его восторженный визг при виде собаки или самолета в небе встречается улыбкой и даже удивлением взрослых, то эмоции закрепляются. В случаях же, когда родители не разделяют ликования сынишки или дочки, они вырастают пассивными, не способными интересоваться новым и радоваться жизни.
От трех до 10 лет. Это возраст, в котором «малолетка» должна быть представлена Музам. В этом возрасте ребенка можно отдать в театр для детей 3-4 лет. С одной стороны, желая вырастить, например, известного музыканта, надо знать, что редкие исполнители концертного уровня начинали обучение позже. С другой, — каких-нибудь восемь месяцев уроков фортепьяно и пения позволяют дошколятам дать сверстникам фору во временной ориентации и пространственном мышлении. Классическая музыка укрепляет нейроны, пускает ток во все мозговые структуры и активизирует их использование для запутанных умственных задач и высших логических способностей. Так активно творится интеллект, ведь логико-математич
До пяти постоянно. Ограничивая подвижность тугими пеленками, родители тормозят образование синапсов в мозжечке, а в самом нежном возрасте время дорого. Ведь движение полезны не только для сердца, они умножают точки взаимодействия нейронов, снабжают мозг кровью и подпитывают глюкозой — основным источником энергии (4—18-летним нужна двойная норма взрослого). В итоге это наращивает серое вещество и облегчает учебу. Если же говорить о серьезном введении ребенка в мир спорта, то лучше всего это сделать в четыре-шесть лет, когда хватает и гибкости, и крепости, и легкости, и бесстрашия (лишь тяжелая атлетика показана после совершеннолетия)