Наша Таня громко плачет или Зачем и как учить стихи с маленькими детьми
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Все чаще можно услышать голоса некоторых недовольных родителей, что за границей, мол, дети не заучивают стихи наизусть, когда же наших детей перестанут мучить? Как же хорошо, что российское образование пока точно знает причины, по которым учить стихи — надо.
Стихи тренируют память
Память очень важна для ребенка. Запоминание информации, умение её извлекать при надобности — основа любого обучения, залог успешного развития интеллекта. С раннего возраста тренируя память ребенка, родители готовят его к школе, к освоению внушительного объема человеческих знаний и опыта.
Стихи тренируют мозг
Заучивая веселый стишок, малыш и не подозревает, как активно работает в это время его мозг. Задействуются все инструменты работы с информацией: память, воображение, внимание, речь. Развитие мозга идет полным ходом. Родителям, задающимся вопросом «К чему учить стихи наизусть?» стоило бы задуматься над вопросом «Как создать базу для успешной взрослой жизни ребенка?»Занятия в детской театральной студии – прекрасная возможность для тренировки мозга и укрепления памяти ребенка.
Стихи тренируют умение подать себя
Это важный навык для ребенка — сохранять уверенность под взглядами сверстников и преподавателей. Читая стихи перед аудиторией, дети упражняют дикцию, учатся правильной мимике и жестикуляции.В театральной студии дети учат и декламируют стихи, начиная уже с 3 лет. Практика показала, что хорошие чтецы и в обычном общении лучше формулируют свои мысли, умеют убеждать, вдохновлять других детей.
Стихи обогащают внутренний мир
Поэтическая классика, наполненная картинками прошлой жизни, не подходит для изучения современными детьми? Наоборот, она создает духовную связь между поколениями, возбуждает интерес к родной истории и культуре, не говоря о богатейшем словарном запасе и тонком эстетическом вкусе, который перенимают дети от великих поэтов прошлого.
Так почему же одному ребенку заучивание стихов дается легко, а другой, как та героиня Агнии Барто, плачет и отказывается от столь увлекательного занятия? Может, потому, что увлекательность детских занятий — забота взрослых, но не все знают нужный подход?
Приучаем с пеленок
Большинство малышей с грудного возраста привыкают слышать ритмичную, складную речь. Это колыбельные и прибаутки, которыми родители так любят нянчить детей. «Гуси-гуси, га-га-га», «Сорока-ворона кашу варила» — кто не играл в это со своими детьми? Главное — не прекращать пользоваться таким инструментом, как рифма, в процессе развития ребенка. Лет до четырех мы просто читаем детям вслух, а после наступает самое время, чтобы начать заучивать несложные короткие детские стихотворения, которыми так богата русская и мировая культура.
Выражаем эмоции
Некоторым родителям кажется, что ласковый и игривый тон в общении с ребенком — излишнее сюсюканье. Но именно так, с эмоциями и долей актерской игры нужно начинать учить стихи. Хорошая поэзия — сама красота, пусть малыш познает её ещё в детстве, чтоб возвращаться к ней в течение всей жизни.
Подбираем по возрасту и развитию
Стихотворение должно отвечать темпераменту и возрасту ребенка. Вряд ли кому-то вздумается учить с маленькими детьми отрывки из знаменитых поэм. Но и попытка предложить тихому, застенчивому ребенку весёлый, бодрый стишок, а шалуна заставить выучить лиричную строфу — не будет иметь успеха.
Мотивируем
Прочесть стихотворение в подарок на день рождения бабушки, на 8 Марта маме, Деду Морозу на Новый год — прекрасный стимул для заучивания стихов. Только к семи — восьми годам ребенок осознает, что стихи можно учить и для собственного удовольствия.
Создаем атмосферу
Перед тем как приступить к занятию, прочитайте ребенку текст с выражением. Убедитесь, что он понимает все слова и обороты, разъясните все непонятное. Вновь прочитайте стихотворение, не спеша, с правильной смысловой интонацией. Покажите ребенку иллюстрации, расскажите об авторе, прочтите стихотворение в третий раз. Так вы заинтересуете ребенка, разбудите его фантазию, создадите для него образ этого произведения.
Подбираем подход
Все дети разные, для каждого из них можно подобрать один из методов заучивания стихов:
— На слух. Метод подходит большинству детей. Внимание концентрируется на ритмике стиха, на рифме. Стих учится по частям, с многократным повтором новых строк и добавлением их к уже выученной части до тех пор, пока ребенок не сможет без запинки прочесть все стихотворение.
— На образах. Заучивая каждую новую часть стихотворения, взрослый рисует на бумаге простенькую картинку, которая бы помогла ребенку запомнить фразу. В результате может получиться некий столбик из картинок, по которым ребенок легко восстановит в памяти текст.
— На движениях. Некоторые дети хорошо запоминают стихи, подкрепляя каждую строчку жестами, выражающими подходящую эмоцию или действие. Другой вариант этого метода — стишок на клубочке, когда на каждую строчку стиха ребенок делает виток ниток на клубок. Заодно и моторику потренируете. Можно также на каждую новую строчку ставить кубики в ряд или нанизывать детали пирамидки.
— На логике. После того, как вы прочитали несколько раз стихотворение вслух, разъяснили непонятные места, прочитайте ребенку маленькую часть стихотворения и попросите его рассказать своими словами — что же будет дальше. Затем продолжите читать с того момента, на событиях которого остановился ребенок, снова прервитесь и попросите его продолжить историю. Так ребенок выстраивает в своих мыслях цепочку связанных между собой событий, происходящих в произведении, и запоминает это как основу.
Поэкспериментиру