«Мой ребенок гиперактивный» — что делать родителям
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Гиперактивность — состояние, при котором ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, усидчивостью и самоконтролем. Дети с таким поведением часто имеют проблемы в школе, дома и при общении с друзьями.
Энергия деток — не изъян, а особенность, с которой можно научиться работать и направлять в нужное русло. Важно понимать, что гиперактивные школьники требуют особого подхода, но это вовсе не означает, что они менее способны к обучению и развитию. Напротив, их энергия может стать мощным ресурсом, если найти правильные способы взаимодействия.
Школа актерского мастерства для подростков знает, как поддержать гиперактивного малыша и создать условия, в которых он сможет чувствовать себя комфортно и раскрыться в полной мере. Мы рассмотрим методы по организации пространства, времени и занятий, которые помогут дошкольнику лучше контролировать эмоции и предмет интереса.
Что такое СДВГ и как его распознать
Ученики с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) демонстрируют поведенческие характеристики, значительно отличающиеся от поведения сверстников. Эти детали проявляются в разных сферах жизни и вызывают затруднения в обучении и общении со взрослыми и ровесниками.
Важно отметить, что СДВГ не является результатом плохого воспитания или недостатка дисциплины. Это медицинское состояние, связанное с особенностями работы мозга. Причины развития до конца не изучены, однако ученые предполагают, что решающую роль играют генетические факторы, окружающая среда и некоторые биологические процессы, происходящие в организме.
Основные признаки синдрома:
● Гиперактивность
Учащиеся с таким синдромом находятся в постоянном движении, им трудно сидеть спокойно даже пару минут. Они могут вскакивать с места, бегать вокруг, постоянно суетиться и болтать. Обычно такая подвижность бесцельна, она мешает сосредоточиться и довести начатое до конца. Даже когда требуется спокойствие, например, во время урока или чтения книги, дети продолжают проявлять чрезмерную подвижность. Окружающие нередко воспринимают это как нарушение правил поведения, хотя синдром обусловлен внутренними процессами организма.
● Невнимательность
Ученики быстро переключаются с одной темы на другую, теряя нить разговора или ход решения задачи. Они склонны забывать о заданиях, которые им поручили, и могут начать заниматься чем-то другим, не завершив предыдущее дело. Это приводит к тому, что учащиеся часто оставляют дела недоделанными: обязанности по дому, школьные проекты и запланированные встречи переносятся, и ребенок тратит в два раза больше сил.
● Импульсивность
Юноша действует, не задумываясь о последствиях своего поведения. Ученик может внезапно встать посреди занятия, выкрикнуть ответ, не дождавшись своей очереди, или сделать что-то опасное, не осознавая возможных рисков.
● Трудности с дисциплиной
Самоорганизация — одна из ключевых проблем для детей с СДВГ. Они часто не умеют планировать время, организовывать пространство вокруг себя и расставлять приоритеты между планами. На рабочих столах и в портфелях обычно бардак, а выполнение домашних заданий превращается в настоящее испытание.
● Эмоциональная нестабильность
Эмоции у гиперактивных деток очень яркие и непредсказуемые. Они легко раздражаются, плачут или смеются без видимой причины. Родителям и учителям тяжело повлиять на внезапные смены настроения.
Несмотря на все вышеперечисленные признаки, важно помнить, что дети с гиперактивным расстройством обладают огромным потенциалом. Правильная поддержка, забота и подходящая методика поможет им раскрыть способности и достичь успехов в жизни.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Родители зачастую сталкиваются с множеством трудностей, связанных с воспитанием и обучением своих деток. Чтобы облегчить этот путь, предлагаем пять практических советов, которые направят энергию дошкольника в верное направление и улучшат качество его жизни.
● Составьте распорядок дня
Четкий режим позволит девочкам и мальчикам лучше ориентироваться во времени и знать, чего ожидать дальше. Распишите день по часам: утренний подъем, завтрак, учеба, отдых, кружок пения, ужин и сон. Старайтесь придерживаться расписания каждый день, чтобы ваше чадо привыкло к ритму и чувствовало себя увереннее.
Приемы пищи, выполнение школьных уроков и домашних обязанностей необходимо выполнять строго по графику. Особенно это касается сна. Юноша должен засыпать в одно и то же время каждый день, чтобы организм восстанавливался за ночь. Поздний отход ко сну или недостаточная его продолжительность приводит к перевозбуждению нервной системы.
В распорядок дня включите разнообразные увлечения: детские актерские тренинги, просмотры мультфильмов и прогулки на улице со сверстниками. Насыщенное времяпровождение будет поддерживать интерес и улучшать индивидуальные способности учащихся.
● Подключите спорт
Физическая активность играет ключевую роль в управлении ресурсом подвижного малыша. Спортивные игры, плавание или просто прогулки на свежем воздухе дают возможность выплеснуть лишнюю энергию и улучшить настроение. А еще спорт уменьшает стресс и напряжение, накопившиеся в течение дня.
● Обратите внимание на мастер-классы в детской школе искусств
Творчество — отличный способ выразить эмоции и развить усидчивость. Живопись, музыка и другие виды искусства позволяют расслабиться, проявить индивидуальность и сосредоточиться. Актерские курсы для детей, например, разовьют коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Подбирайте такие кружки, которые интересны школьнику. Поощряйте эксперименты с различными видами хобби. Главное — найти такое увлечение, которое будет развивать всесторонне и не даст заскучать.
● Не позволяйте откладывать дела
Прививайте привычку сразу браться за уроки, не откладывая их на потом. Объясните подростку важность своевременного исполнения дел и помогайте разбить большие проекты на маленькие шаги. Поощряйте завершение каждого этапа и хвалите за успехи, чтобы поддерживать мотивацию.
● Уберите из поля зрения отвлекающие предметы
Создайте рабочую зону, свободную от лишних предметов и шумов. Убедитесь, что все необходимое для выполнения задания находится под рукой, а игрушки, гаджеты и другие отвлекающие элементы убраны подальше. Это позволит сосредоточиться и быстрее справиться с уроками.
Педагоги театральной студии для подростков считают, что гиперактивность — не приговор, а отличительная черта характера, с которой нужно работать. Энергичность, которую проявляет юный непоседа, может стать сильной стороной, если направить ее в правильное течение. Главное — создать подходящую среду, где детский ресурс будет расходоваться с пользой.
Большое значение для деток имеет поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Рекомендации, которые мы описали выше, приносят результат со временем. Проявите терпение, и вы увидите, как школьник проявит себя с лучшей стороны и превратит гиперактивное расстройство в источник личных достижений.