🎭Открыт набор в студии театра, кино и комедии на ноябрь!
Записаться на занятие

Как разговаривать с ребенком так, чтобы он слушал и слышал

Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Вы попросили своего ребенка что-то сделать. Очень спокойно. Очень рационально. И очень обдуманно. Вместо действий вы получаете детский эквивалент крикетов. Радиомолчание. “Может быть, они меня не услышали?” — думаете вы. Итак, вы вежливо спрашиваете еще раз. Твердо, но вежливо. Ничего. Вы чувствуете, что быстро попадаете в знакомый цикл “Повторять. Напоминать. Повторить. Напомнить.”

И тогда это случается – предохранитель перегорает. В момент полного поражения вам остается выкрикивать те же требования, о которых вы спокойно просили всего несколько минут назад. Энергия накаляется, и все остаются разочарованными.

Однако вот в чем дело: если вы хотите разобраться с невосприимчивостью вашего ребенка, первое, что вам нужно сделать, это выяснить, ПОЧЕМУ он НЕ слушает. Чаще всего его отсутствие реакции является СИМПТОМОМ, а не реальной проблемой. Если вы не решите эту проблему в корне, вы наверняка увидите, как простой случай “не слушания” перерастет в более серьезные проблемы поведения, такие как истерики, неповиновение и упреки в спину.

Девочка закрыла уши руками потому что не хочет слушать маму

Почему дети слушают?

Хороший вопрос! Почему они игнорируют вас? Почему вы должны повторять что-то снова и снова, пока не начнете кричать? Прежде чем мы пойдем дальше, убедитесь, что вы исключили любое потенциальное заболевание, которое могло повлиять на слух или понимание вашего ребенка. Если вы уверены, что уши вашего ребенка полностью функционируют, читайте дальше.

Дети всех возрастов – от малышей до подростков – испытывают непреодолимую потребность во власти. Когда у детей нет возможности проявить свою силу позитивными способами – выбирая, какую одежду надеть, составляя меню ужина, выбирая, в какую игру поиграть и т.д. – Они будут проявлять свою силу негативными способами.

Поскольку дети действительно контролируют свое тело и язык, наиболее распространенная (и разочаровывающая) борьба за власть происходит, когда дети используют свое тело и язык, чтобы игнорировать наши просьбы. Решив не слушать, дети могут утвердить свою власть.Таким поведением дети просто выражают свою потребность в большем контроле и способности принимать решения в своей жизни. Я не предлагаю вам позволять им принимать все решения. Однако, применив несколько простых в освоении техник позитивного воспитания, вы можете наделить своих детей властью в пределах своих границ. Благодаря этому сотрудничество со стороны ваших детей улучшится, и страшный цикл «повторяй – напоминай – повторяй – напоминай» подойдет к концу.

“Не слушать” — это просто ярлык?

Прежде чем мы углубимся в стратегии улучшения общения с вашими детьми, рассмотрите этот вопрос – Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что ваш ребенок “не слушает”?

В разговорах с родителями “не слушать” обычно оказывается общим термином, который охватывает множество проблем. Поскольку понятие “не слушать” настолько широкое, может быть трудно найти решение.

Я не говорю, что не бывает случаев, когда ваш ребенок просто напросто игнорирует вас — такое случается! Однако чаще всего дело не столько в “не слушании”, сколько в какой-то основной проблеме. Она устала, голодна или плохо себя чувствует? Или, у меня есть какая-то более глубокая проблема с контролем, которая заставляет ее отключаться, например …

Домашние дела?
Домашнее задание?
Пора ложиться спать?
Разочарования братьев и сестер?

Не объединяйте каждое прекращение общения под общим названием “не слушаю”.Покопайтесь и выясните, что происходит на самом деле, затем вы сможете составить план действий для конкретного решения этой проблемы.

Теперь, если это действительно классический случай нежелания слушать, вот 7 шагов, которые вы можете предпринять, чтобы убедиться, что ваши дети действительно вас слышат.

Маленькая девочка сидит за столом и делает уроки

7 шагов, чтобы заставить детей слушать

1. Станьте на их уровень

Когда вам нужно внимание вашего ребенка, убедитесь, что вы привлекаете его внимание – это означает зрительный контакт. Когда вы опускаетесь ниже и смотрите ей в глаза, вы не только подтверждаете, что она видит и слышит вас, но и укрепляете общение.

Это означает, что вам, возможно, придется отойти от белья или отложить венчик на минуту и выйти в другую комнату. Близость является ключевым фактором – вы не разговариваете с ней свысока или выкрикиваете приказы из другой комнаты – вы говорите с ней.

2. Покончите с «Не»

Не прикасайся к своему брату. Не бегайте по коридору. Не играйте со своей едой. Не читайте следующее предложение. (Видите, что я там сделал?) Негативные команды, такие как “не надо” и “нет”, требуют от детей двойной обработки. Дети должны ответить на два вопроса:

1) Чего она НЕ хочет, чтобы я делал?

2) Что она хочет, чтобы я сделал вместо этого?

Это сбивает с толку и противоречиво. Например, если вы говорите “Не трогай своего брата”, ребенок должен прекратить текущее поведение и определить подходящее альтернативное поведение –Если я не могу прикоснуться к нему, означает ли это, что я не могу его обнять? Можем ли мы поиграть в пятнашки? Могу ли я дать ему пять? Могу ли я помочь ему надеть куртку или завязать шнурки на ботинках, если мама попросит?

Вместо этого скажите своему ребенку, что делать. Вместо “Не трогай своего брата”, попробуйте “Прикасайся к своему брату нежно” или “Твой брат сейчас не хочет, чтобы его трогали, поэтому, пожалуйста, держи руки сложенными, пока мы в машине”. Вместо “Не разбрасывайте игрушки по всему полу”, попробуйте “Пожалуйста, положите свои игрушки в корзину для игрушек”. Вместо “Не бегайте по коридору”, попробуйте “Пожалуйста, пройдитесь по коридору”.

3. Говорите «ДА» на «ДА»

Задумайтесь об этом на мгновение. Какова ваша нормальная реакция на 10 000 просьб, которые вы получаете от своего ребенка каждый день? “НЕТ”, верно?

Когда вас засыпают просьбами, трудно разобраться в них осмысленно, поэтому вы просто даете готовые ответы – “Нет, не сегодня”. “Нет, у меня нет на это времени”. “Нет”.

Но когда вы постоянно отвечаете “нет”, неудивительно, что дети перестают прислушиваться к вашим просьбам! Ищите причины чаще говорить «да». Ваши ответы “да” начнут удивлять и радовать вашего ребенка, и они будут уделять больше внимания, когда вы о чем-то просите!

Вместо “Нет, мы не можем пойти в парк”, попробуйте “Парк звучит потрясающе! Куда нам пойти в пятницу после школы или в субботу утром?” Вместо “Нет, тебе нельзя мороженое” попробуйте “Мороженое вкусное! Хотел бы ты съесть это на десерт в субботу или воскресенье вечером?” Хотя все еще будут ситуации, требующие жесткого “нет”, предлагая больше “да”, вы увеличите шансы, что ваш ребенок снова настроит вас.

Девочка вышивает на салфетке слово yes

4. Сократите свою речь

О боже, я был виновен в этом так же, как и все остальные. Родители, и особенно мамы, склонны превращать пятисекундный ответ в пятиминутную диссертацию! В индустрии продаж есть поговорка “никогда не продавай бла-бла то, что можно продать бла-бла”.Я думаю, что это имеет смысл и в воспитании детей. Пытаясь привлечь внимание вашего ребенка, будьте как можно более лаконичны, и у него даже не будет времени на то, чтобы не обращать на вас внимания!

5. Заранее скажите спасибо

Помогите своим детям сделать правильный выбор, совершив этот прыжок веры. Ваше упреждающее “Спасибо, что повесили полотенце после душа” побудит ваших детей к хорошему поведению гораздо больше, чем “Лучше бы я больше не видел твое полотенце на полу!”

Люди, и да, даже дети, обычно оправдывают наши ожидания, если мы относимся к ним позитивно. Если вы заранее дадите им понять, что вы доверяете им поступать правильно, это будет способствовать развитию открытых линий общения и повысит вероятность выполнения задачи.

6. Обеспечьте понимание

Простой способ убедиться, что ваш ребенок услышал вас и понимает, — попросить его повторить то, что вы сказали. В области медицины исследования показали, что 40-80% информации, которую врачи передают пациентам, либо полностью забываются, либо неправильно понимаются (и имейте в виду, мы говорим о ВЗРОСЛЫХ, а не только о детях).

Чтобы побороть это недоразумение, врачи начали использовать метод обратной связи, который призывает пациентов “пересказать” врачу, какие инструкции по лечению они только что получили. Было показано, что этот метод значительно увеличивает удержание информации от пациентов.

Тот же инструмент можно эффективно использовать с детьми. После того, как вы установили зрительный контакт, сократили свою речь и четко объяснили, что вам нужно от вашего ребенка, спокойно попросите его повторить то, что он только что услышал. Убедившись, что все находятся на одной странице, вы увидите мгновенное улучшение общения и сотрудничества в вашем доме.

Девочка играет в игрушки не обращая ни на кого внимания

7. Сделайте замечание

Если вы видите, что задача осталась невыполненной, не начинайте с громкого выговора, просто сделайте ЗАМЕЧАНИЕ: “Я вижу куртку на полу”, или вы можете спросить: “Каков твой план по уборке мусора сегодня?”

“На что ты рассчитываешь?” — одна из моих любимых стратегий избежать борьбы за власть. Это придает сил, потому что с вашей стороны предполагается, что у них есть план – и дает вашему ребенку возможность сохранить лицо и быстро придумать план в данный момент, если у них его еще не было!

“О да! Я планировала вынести мусор сразу после того, как закончу свой обед.” Это дает вам шанс придать всему разговору позитивный оттенок родительских прав и возможностей! “Это потрясающе – я действительно ценю твою помощь, приятель”.

Заключительные мысли

Помните, что “не слушать” всегда должно быть для нас тревожным звонком. Хотя это может показаться вызовом или невниманием с их стороны, это, скорее всего, способ привлечь наше внимание или выразить их потребность во власти.

Как детям, так и взрослым необходимо, чтобы их видели и слышали. Когда эта потребность не удовлетворяется, дети перестанут нас слушать. Это может показаться нелогичным, но, очевидно, это работает, поскольку это жалоба номер один, которой делятся родители.

Запишитесь на бесплатное пробное занятие и подарите ребенку шанс развить важные навыки для жизни. Полноценное занятие длительностью 2-3 часа включает сразу три дисциплины, чтобы малыш попробовал себя в новых направлениях и понял, какое ему нравится больше.

Получите консультацию по занятиям в театральной студии «Ирбис»
Марусова Дарья
Марусова Дарья

Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению

Узнаете, чем именно занимаются дети на занятиях и где они проходят

Расскажем, какие спектакли ставят наши студийцы каждый сезон

Поделимся информацией о стоимости и скидках

Введите ваше имя
Это обязательное поле
Ваш номер телефона
Это обязательное поле
Остались вопросы
Задайте их сейчас и получите ответ преподавателя в течение 15 минут.
Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных.