Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками?
Создатель студии «Ирбис», педагог по актерскому мастерству, сценическому движению
Взаимодействие в детстве — это способность делиться, чередоваться и вступать в социальные отношения со сверстниками.
По мере того, как дети растут, мы ожидаем, что они будут играть более активную роль в развитии отношений с другими людьми. Например, они учатся наблюдать за тем, что любят делать другие люди, и делиться с ними идеями.
Мы хотим, чтобы дошкольники взаимодействовали на игровой площадке, играя в погоню или по очереди катаясь на горке.
Мы хотим, чтобы дети в начальной школе начали болтать с друзьями об общих интересах и приглашать их на игровые встречи.
К старшей начальной школе мы ожидаем, что дети начнут делиться откровениями, проявлять заботу о друзьях, попавших в беду, и поддерживать прочные дружеские отношения.
Причины ограниченного социального взаимодействия в детстве:
- Дефицит или задержка социальных навыков: когда у детей наблюдается задержка социальных навыков, им может быть трудно ладить с другими детьми или проявлять интерес к игре с ними.
- Проблемы с вниманием: когда детям трудно обращать внимание в целом, им может быть трудно сосредоточиться на интересах других или взаимодействовать с ними в социальном плане.
- Задержки в развитии: когда у детей есть задержки в развитии, они могут не достигать социальных вех в том же темпе, что и другие дети. Хотя мы хотим видеть определенный уровень взаимодействия в дошкольном возрасте, некоторые дети не начинают играть с другими детьми до детского сада или позже.
- Неврологические различия: у детей с расстройством аутистического спектра существуют различия в связях белого вещества мозга. Проблемы с общением могут быть ранним признаком аутизма. В этом случае дети могут избегать общения со сверстниками или бороться за установление социальных связей со сверстниками. Другие неврологические различия, такие как СДВГ, также могут лежать в основе проблем с некоторыми типами социального взаимодействия. В этом случае ребенок может быть чрезмерно шумным, напористым или навязчивым в своем стиле общения.
- Когнитивное развитие: когда у детей наблюдаются задержки или дефицит когнитивных способностей, они могут медленнее развивать социальные навыки. Таким образом, вы можете заметить, что такие навыки, как социальное взаимодействие, развиваются медленнее.
Что делать с ограниченным социальным взаимодействием в детстве:
- Научите ребенка этим навыкам: вместе с ребенком рисуйте картинки, разыгрывайте сценарии и демонстрируйте, как выглядит здоровое взаимное социальное взаимодействие.
- Планируйте социальные взаимодействия в соответствии с интересами вашего ребенка: пусть ваш ребенок вступит в кружок лего или робототехники, станет членом команды по плаванию или запишется на занятия по актерскому мастерству. Найдите способы для вашего ребенка участвовать в общественной жизни, которые, вероятно, будут успешными.
- Пусть ваш ребенок присоединится к группе социальных навыков: для вашего ребенка изучите и найдите качественную группу социальных навыков, где вашему ребенку будет предоставлена возможность учиться и практиковать социальные навыки.
- Избегайте занятий в больших группах: для вашего ребенка ищите занятия в небольших группах с индивидуальным компонентом. Когда занятия структурированы и чередуются, можно моделировать взаимное взаимодействие, и ваш ребенок может улучшить свои социальные навыки. Например, вы можете избегать футбольных или бейсбольных команд, которые требуют большого сотрудничества. Вместо этого вы можете посетить уроки кулинарии, книжный клуб или клуб настольных игр в «Мафию», в котором меньше людей и где можно побыть в одиночестве.
- Поддерживайте возникающие дружеские отношения: если ваш ребенок любит Minecraft и находит еще одного заядлого поклонника, постарайтесь чаще собирать детей вместе и научите их поддерживать дружеские отношения, а не только болтать в школе.
Когда обращаться за помощью при ограниченном социальном социальном взаимодействии в детстве:
При рассмотрении вопроса о том, как обратиться за помощью в развитии социальных навыков вашего ребенка, вы должны подумать о нормальном прогрессе и сравнить, где находится ваш ребенок в настоящее время. Если ваш ребенок немного отстает, но чувствует себя хорошо с точки зрения счастья и благополучия, повода для беспокойства может не быть. Если ваш ребенок просто немного борется, вы можете попытаться поддержать его с помощью некоторых мягких вмешательств. В случае, когда вашему ребенку действительно трудно общаться, вы можете обратиться за помощью к профессионалу, например к психологу, школьному психологу или социальному работнику, который является экспертом в области социального развития ребенка.